К экранизации эпопеи Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» подбирались многие важные для Делона режиссеры — и Клеман, и Лоузи, и Лукино Висконти, который хотел снять актера, открытого им в «Рокко и его братьях», в роли Шарля Свана.
Но когда за первую книгу гепталогии — «В сторону Свана» — взялся Фолькер Шлёндорф, набивший руку на литературных адаптациях, главная роль досталась Джереми Айронсу. Делон же появляется в фильме на втором плане — в роли эксцентричного и порочного барона де Шарлю, наблюдателя-резонера отчаянной любви Свана к куртизанке Одетте. Сам барон в любовь давно не верит, и каждая следующая неудача в поиске ее суррогатов только сильнее прикрепляет к его лицу маску ироничной великосветской скуки. Однако именно он остается со Сваном вплоть до последних минут фильма, в которых оба прощаются друг с другом, пережитыми страстями и всей прекрасной эпохой.
На самом деле наследникам предстоит скорее всего выбрать между одним из двух приведенных примеров. Либо торжественное прощание с президентской речью, как у Азнавура, либо народная процессия, как у Холлидея, дети и жены которого отказались от государственных почестей, но приняли неформальные во время отпевания в парижской церкви Мадлен.
А вот место могилы, о котором также говорил Ален Делон, определено. Он высказался об этом достаточно определенно: «В моем поместье есть кладбище, где похоронено 45 собак, собак всей моей жизни. Посреди этого кладбища я построил очень красивую часовню, там есть шесть мест, и там меня похоронят. Кто захочет, присоединится ко мне потом». Дети собираются выполнить волю отца, власти не возражают, префектура департамента Луаре дала разрешение. Ей не к чему придраться, выполнены все требования: частное владение, вне города, не ближе 35 метров от жилья и с подходящими гидрологическими условиями. Ален Делон обо всем позаботился заранее.
Проблемы начнутся разве что у новых владельцев, детей или тех, кому они продадут Души. Купить поместье с Делоном в придачу невозможно, не приняв специальных мер, касающихся официальных захоронений.
Нужно выделить этот участок в особую зону или по крайней мере обеспечить независимый доступ посетителям, прежде всего родственникам. Возможен, конечно, вариант перенесения праха после продажи, но тут, похоже, актер обезопасил себя: едва ли в обозримом будущем его дети придут к согласию.
Есть еще одна проблема, которая может осложнить проведение официальной церемонии. Ален Делон придерживался откровенно правых взглядов и не делал из этого секрета. Он выступал за возвращение смертной казни, осуждал гомосексуализм со всем пылом своего кинематографического опыта, превозносил подвиги французов в Индокитае, непревзойденным идеалом видел только Шарля де Голля и регулярно поддерживал правых кандидатов на выборах, будь то Валери Жискар д`Эстен, Николя Саркози, Франсуа Фийон. Его многолетним другом был создатель крайне правого «Национального фронта» Жан-Мари Ле Пен. Впрочем, здесь речь шла скорее о персональной дружбе, чем о политическом союзе. Недаром за Марин Ле Пен актер голосовать не стал, возмущенный тем, как она обращалась со своим отцом. Проблема отцов и детей была для него особо чувствительной.
Поэтому среди множества откликов на его смерть больше сожалений от правых. Левые предпочли припомнить ему все грешки.
Глава Компартии Фабьен Руссель попрощался с актером от своего имени вполне искренне: «Привет Леопард, Рокко, Черный Тюльпан, Господин Кляйн, Самурай и многие другие. С исчезновением Алена Делона мир лишился иконы кинематографа, сегодня утром весь мир плачет. Он ушел, чтобы присоединиться к Габену и Бебелю. Тишина, мотор!» Но коммунистическая Humanite озаглавила статью «Ален Делон и политика: история плохой компании». С этой точки зрения частные похороны в провинции многим покажутся удобной возможностью избежать лишней полемики.
Фотогалерея
Карьера и взгляды на жизнь Алена Делона
Смотреть