6 C
Москва
Пятница, 18 октября, 2024

«Буря» не грянула

Дата:

Новый балет по Шекспиру в Большом театре

На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера двухактного балета Юрия Красавина «Буря» в постановке Вячеслава Самодурова. В хитрых сплетениях шекспировского сюжета и балетных комбинаций разбиралась Татьяна Кузнецова.

«Буря» не грянула

«Буря» не грянула

«Буря» не грянула

Надо сказать, балетный театр присвоил эту мрачную сказку 190 лет назад. Но не Россия. Единственная романтическая «Буря» прогремела в Петербурге в 1838 году: ее, под названием «Миранда, или Кораблекрушение», поставил Филиппо Тальони для своей знаменитой дочери. Зато остальной балетный мир осваивал «Бурю» бурно (в основном пользуясь сборной или симфонической музыкой): с 1974 года ее ставили 13 раз. В том числе такие знаменитости, как Рудольф Нуреев и Морис Бежар, в 67 лет исполнивший роль Просперо в своем балете «Король Лир — Просперо». Дочь Просперо Миранда, понятно, в этих версиях отошла на второй план; хореографы преимущественно развивали темы злодейства, отмщения, тирании и всепрощения. Но, судя по тому, что ни одна из версий не укоренилась на балетных подмостках столь же устойчиво, что и разнообразные «Ромео и Джульетты», художественных бурь эти постановки не вызвали.

Большой к «Буре» готовился основательно. Лучший хореограф России Вячеслав Самодуров сам выбрал пьесу и композитора — с Юрием Красавиным он уже работал не раз, их одноактная бессюжетная «Танцемания» (2021) в Большом прошла триумфально. Пьесу Шекспира они интерпретировали по-разному (хореограф центром спектакля считал Просперо, композитор же акцентировал любовную линию), в итоге Юрий Красавин сдался: исключил из балета сантименты, сделав акцент на ритмическую структуру, к тому же вопреки обыкновению обошелся без музыкальных цитат и стилизаций — в партитуру он протащил лишь темы бетховенской Сонаты №17, прозванной как раз-таки «Буря». Зато в числе прочих оригинальностей сымитировал в оркестре разудалую волынку: подобие шотландской жиги стало основой самой сложной сцены этого насквозь танцевального спектакля, в котором, как ни парадоксально, героям явно не хватает танцев.

В первую очередь главному — Просперо. «Может, вообще все, что происходит,— его фантазии»,— признался хореограф в интервью (см. “Ъ” от 3 июля), и в таком случае невнятность второстепенных сюжетных линий получает объяснение. Однако и сам Просперо, даже в исполнении Дениса Савина, одного из лучших актеров Большого, выглядит как-то несерьезно. Особенно когда занимается магией: делает «защитные» или «запретные» пассы руками, оттягивает на невидимом канате Миранду от возлюбленного или, «соскребая» с тела заклинание (торс, руки и ноги героя покрыты иероглифами — собственно, это и есть волшебные «книги Просперо»), «швыряет» его в сторону оппонента. Собственных монологов у него нет, диалоги в танец не развиваются, а единственная танцевальная истерика с трамплинными прыжками и размахиванием рук случается в конце первого акта после нарочито комичного эпизода на авансцене, когда четверка потерпевших кораблекрушение, почти неразличимых в своих черных «возрожденческих» нарядах (художник по костюмам Игорь Чапурин), строит рожи и активно жестикулирует в круглых рамах-иллюминаторах. Можно лишь догадываться, что среди этих клоунов находится брат Просперо — злодей-узурпатор, но в любом случае пластическое негодование всемогущего мага выглядит стрельбой по воробьям. В результате Просперо, почти не сходящий со сцены, но лишенный права танцевального голоса, оказывается на обочине балета.

Читать также:
Шекспир небольшого замаха

Естественным образом на первый план выдвигаются Миранда (Маргарита Шрайнер) и Фердинанд (Алексей Путинцев): у них три дуэта, вариации и масса трюковых фрагментов, похожих на классическую коду,— традиционными классическими конструкциями хореограф принципиально не пользуется, однако дает артистам продемонстрировать прыжково-вращательную виртуозность (и в исполнении усложненных пируэтов, антраша, двойных ассамбле, разнообразных туров в воздухе Алексей Путинцев практически безупречен). Но главными персонажами молодые влюбленные все же не становятся: в первом акте спектакля они, зомбированные Просперо, кажутся лишенными воли марионетками, во втором, поглощенные сугубо балетными задачами,— просто классическими премьерами. Надежда на «духа воздуха» Ариэля оказывается тщетной: он тоже много прыгает и вертится, но как-то «набегами», прорезая драматическое действие или общий танец; и даже Вячеслав Лопатин, самый одаренный — пластически и технически — премьер Большого, не в состоянии сделать эту партию ролью. Драма же Калибана (Игорь Горелкин) оборачивается комедией: запоминаются не его зависающие прыжки с прогибом и не наглядная иллюстрация конфликта с Просперо, а сценки с пропойцами Тринкуло и Стефано в духе незабвенного драмбалета.

В итоге кульминацией сюжетного спектакля оказывается дивертисмент в честь помолвки молодых. Тут мастер бессюжетных балетов Самодуров словно обретает свободу: Миранда и Фердинанд, Ариэль, три богини, три пары духов-солистов, девять пар кордебалета демонстрируют дивное разнообразие рисунка и хореографии. Редко используя танцы в унисон, хореограф расчленяет пространство «шестерками», «тройками», «двойками» и каждый мини-ансамбль наделяет собственной темой-комбинацией. Богиням доверены вариации, без зазора перетекающие одна в другую, а прима и премьер, отнюдь не теряясь в этом многоголосии, получают возможность поразить зрителей изысками техники — вся сцена поставлена чрезвычайно динамично. На фоне этого блистательного дивертисмента сюжетные и режиссерские неувязки кажутся не столь уж значимыми. Да, внятно рассказать историю балетмейстеру не удалось, зато получилась фирменно искрометная хореография.

К тому же «Буря», скорее всего, последняя мировая премьера Большого. По крайней мере, в этом десятилетии. Это при гендиректоре Урине театр за 13 лет представил их больше дюжины. Теперь власть переменилась. Судя по многолетней ситуации в Мариинском театре, гендиректор Гергиев не любит тратить время, силы и деньги на балет, а тем более заказывать новые партитуры. Планы свои он обнародовать тоже не любит: Большой театр впервые за два с лишним десятилетия не рассказал, что ждет зрителей в следующем сезоне. Однако молва доносит: роль «новинок» сыграют «Спящая красавица» в редакции Юрия Григоровича 1974 года рождения и «Чиполлино» Генриха Майорова, впервые появившийся в афише Большого в 1977-м.

━ Новое на сайте