11.5 C
Москва
Среда, 23 октября, 2024

Одна тысяча пикассо

Дата:

«Рисунок до бесконечности» в парижском Центре Помпиду

В Париже показывают «Пикассо. Рисунок до бесконечности» — самую полную на сегодняшний день выставку графики испанского мастера. Среди 1000 экспонатов: рисунков, пастелей, тиражной графики, живописи и скульптуры — есть и работы, которые никогда ранее не выставлялись. В переполненном Пикассо огромном зале Центра Помпиду можно провести не бесконечность, но уж точно весь день, считает корреспондент “Ъ” во Франции Алексей Тарханов.

Одна тысяча пикассо

Одна тысяча пикассо

Одна тысяча пикассо

Одна тысяча пикассо

Одна тысяча пикассо

Одна тысяча пикассо

Выставка организована к 50-летию со дня смерти Пабло Пикассо (1881–1973), что так себе повод, нерадостный. И все же это возможность вспомнить, что великий испанец прожил долгую и самую счастливую среди собратьев по авангарду жизнь, значительную часть которой он провел в ранге признанного гения, сказочного богача, любимца женщин и кошмара галеристов. «Пикассо» превратилось в имя нарицательное для художника, он стал мемом, героем фильмов, мультиков, воспоминаний, монографий, карикатур и анекдотов. Его работы разве что не печатались на конфетах. Отчасти поэтому у нас есть ощущение, что про Пикассо мы давно все знаем и все уже видели. Так вот, это не так.

Здесь в рисунках выставлена вся его жизнь с 1900 по 1973 год, от станковой графики и заказных иллюстраций до листков из блокнотов, которые служили ему записными книжками. У нас есть ощущение, что Пикассо и в творчестве всегда ровен, как всегда похож на себя на всех своих лукавых фотографиях, где так и хочется пририсовать ему рожки. Илья Эренбург на полном серьезе утверждал, что Пикассо — это настоящий черт, а тот не спорил со своим давним приятелем.

Смену периодов и манер, а их в жизни художника больше десятка, мы отсчитываем по главным живописным работам. В графике же вариантов еще больше. Если забыть, что ты пришел на выставку Пикассо, можно подумать, что здесь выставлены листы десятков рисовальщиков. Общее у них у всех только одно — смелость и четкость. Ни один набросок не выдает и тени сомнения, автор мгновенно превращает в линии самые сложные формы, находящиеся перед его глазами, как будто бы просто обводит начисто железной рукой все прямые и кривые, намеченные кем-то до него. И даже специально отведенный кураторами крошечный стенд про «ошибки» художника, где тряпка и ластик так же важны, как уголь и карандаш, выглядит просто маленьким тупичком на пути всепобеждающей рисовальной машины.

Практически все выставлено в одном зале, организаторы избежали строительства отдельных комнат, кроме двух-трех особых случаев и тем. Рисунки висят на стендах, которые в свою очередь подвешены к потолку и закручиваются в спираль. В этом водовороте выделяются отдельные темы, посвященные не периоду, не времени, а определенной работе, вроде витрины с картонными скульптурами к «Завтраку на траве» или выгородки вокруг заимствованных в Лувре «Алжирских женщин» Делакруа.

Читать также:
Суета вокруг суда

Мы помним, что в 1950-х Пикассо в рамках своих панибратских диалогов с классиками (не только с современниками Мане и Моне, но с Веласкесом или Рафаэлем, которых он изображал запросто, как своих соседей по мастерской) написал 15 живописных оммажей Делакруа. Последний из них в 2015 году был продан за $179,3 млн на аукционе Christie’s, став одной из самых дорогих в мире картин не только Пикассо, но и современных художников вообще.

Этих картин здесь нет, зато впервые показаны маленькие подготовительные листы из блокнота, 71 рисунок с ожившими одалисками во всех мыслимых позах, стряхнувшими оцепенение, в которое их погрузил Делакруа. Более всего они напоминают раскадровку мультфильма.

Скорость и продуктивность (тот же Эренбург говорил, что любая еще не зарисованная плоскость была оскорблением для Пикассо) не раз соблазняла фотографов и киношников. Они соревновались, кто лучше передаст его движения, то ставя его перед стеклом, то заставляя рисовать в полутьме светящимися красками. Эти съемки оживляют выставку, но наибольшим успехом пользуется заснятая со стороны безо всяких спецэффектов работа художника широкой кистью над стенной росписью. Пикассо весь в сосредоточенном прицельном движении. Когда он пишет на стене, единственная для него проблема — дотянуться со стремянки до очередной линии. Наблюдать за тем, как это делает 70-летний мастер, полуголый, в растянутых и испачканных известкой на заднице семейных трусах, собираются стайки пришедших на выставку юных дев.

Для них, вероятно, новость сама тема «Пикассо и его женщины» с невиданной художественной и мысленной дистанцией между изображениями Ольги Хохловой, Жаклин Рок, Марии-Терезы Вальтер и Франсуазы Жило. Это даже не разные женщины, а жительницы разных планет. Разве не повод задуматься не о мизогинии художника, а о том — что бы там он сам ни говорил,— как многое в его творчестве зависит от женщины, с которой он рядом? В сравнении с ними Пикассо по доброй воле предстает чудовищем, монстром, бычарой вроде Минотавра, в котором он видел свое второе я. «Минотавр, насилующий женщину» тому пример, хотя в воспоминаниях Франсуазы Жило главная отмеченная черта ее любовника — странная робость, а вовсе не агрессия. Есть ли в работе Пикассо прославление насилия или, наоборот, любой насильник выглядит для него животным — решать современным моралистам. Во всяком случае, не зря афишей выставки сделали портрет Франсуазы Жило, единственной из его подруг, без колебаний бросившей художника и отомстившей за товарок.

Давно никто серьезно не рассказывал «широкой публике» именно о творчестве, в основном жуют истории о наследстве, обидах детей и подруг и темных сторонах его, как говорили в моей советской молодости, нетоварищеского отношения к женщине. Новая выставка в Центре Помпиду — прекрасная возможность поговорить с самим художником без посредников: без восторженности, без нравоучительности и без ханжества.

━ Новое на сайте