В истории «Большой книги» первые премии вручались за нехудожественную литературу не раз: начав в 2005 году с награждения «Бориса Пастернака» Дмитрия Быкова (включен Министерством юстиции в список иноагентов), жюри впоследствии присуждало победу и «Ленину» Льва Данилкина, и «Ерофееву» Олега Лекманова с соавторами, и «Льву Толстому. Бегству из рая» того же Павла Басинского. Но чтобы ни один из трех лауреатов не был автором художественного произведения — такого еще не случалось. Год, конечно, был урожайным на биографии — так, из длинного списка в короткий не сумели перекочевать жизнеописания Салтыкова-Щедрина, Ярослава Гашека и Фазиля Искандера. Но и романов интересных было немало, семь из них вышли в финал «Большой книги», из этих семи один — «Саша, привет!» Дмитрия Данилова — стал лауреатом конкурса «Ясная Поляна», другой — «Эшелон на Самарканд» Гузели Яхиной — взял приз читательских симпатий самой «Большой книги». На этом фоне вручение всех трех премий нон-фикшену выглядит сознательным жестом — но жюри из 105 человек вряд ли способно на сознательные жесты.
Стало быть, все же сыграло роль то обстоятельство, о котором обозревателю “Ъ” уже доводилось писать год назад: книги о современности обычно будоражат сильнее, чем исторические, художественная литература, как правило, тревожит больше, чем документальное исследование. Академики не любят тревожить — особенно в тревожное время. И эксперты, кстати, в этом вопросе вполне на стороне академиков — при формировании короткого списка за бортом оказались как раз заметные тексты про современность: «Стрим» Ивана Шипнигова, «Время рискованного земледелия» Даниэля Орлова, «Русская зима» Романа Сенчина. В итоге за современную тематику в финале пришлось отдуваться Дмитрию Данилову и Руслану Козлову, и жюри, проигнорировав их (один уже получил важную премию, другой еще недостаточно титулован, первый раз в шорт-листе), могло свободно выбирать между исторической прозой и историческими исследованиями — и решительно предпочло вторые.
Что ж, похоже, звездам прошлого в лице Льва Толстого и Василия Розанова нашлось что обсудить со звездами настоящего. Да, награды «Большой книги» по-прежнему прибавляют звездности, так что авторам книг про великого писателя и выдающегося мыслителя диалог со своими любимыми авторами в следующий раз, надо надеяться, дастся еще легче. Ну а описанием современной жизни пусть лучше займутся потомки: вопросы, задаваемые авторами книг про сегодняшний день, как раз успеют дойти до них, отразившись от астероидов.