Как и за что судили секс-символа немого кино Рудольфа Валентино
Кинодебют Анны Мэй Вонг состоялся, когда ей было 14 лет,— в фильме «Красный фонарь» (Red Lantern). В этой картине Алла Назимова (российско-американская актриса, режиссер и сценаристка) исполнила две главные роли — сводных сестер. Одна из них — наполовину китаянка, участвует в Боксерском восстании (1898–1901 годов) и после его поражения кончает жизнь самоубийством. В одной из массовых сцен требовалось участие 300 китайцев. Анна Мэй Вонг смогла попасть в их число, обратившись за помощью к пастору баптистской церкви Джеймсу Вану, который был знаком с продюсером и режиссером Маршаллом Амброузом (Микки) Нейланом.
По рассказам Анны Мэй (возможно, не совсем точным), Назимова обратила на нее внимание, и они стали подругами.
Имени Анны Мэй Вонг не было в титрах «Красного фонаря». Как и в титрах следующих немых фильмов, в которых она снималась. Далеко не все картины тех лет дошли до нашего времени. Возможно, фильмография Анны Мэй Вонг на сайте imdb неполна.
Отец был против того, чтобы Анна Мэй снималась в кино. Он заявлял, что дочь позорит семью. Мать девушки верила, что кинокамера может украсть у человека душу. Но родители не смогли остановить ее. Попытки выдать Анну Мэй замуж, чтобы образумилась, были безуспешны.
В фильме 1920 года «Вне закона» (Outside the Law) Анна Мэй сыграла эпизодическую роль. Ее имени опять не было в титрах, но на нее обратили внимание режиссер Тод Браунинг и актер Леонидас Фрэнк (Лон) Чейни. Ей стали чаще предлагать роли. Сначала 10-го или 20-го плана, но вскоре дошло и до второстепенных. Сюжеты практически всех фильмов того времени, в которых она снималась, были связаны с криминальным миром Чайнатауна.
В фильме 1921 года «Моменты жизни» (Bits of Life) Вонг снялась в роли жены владельца опиекурильни. В роли ее мужа был Лон Чейни. То, что китайца играл актер с англо-шотландско-ирландско-французской родословной, было нормой для Голливуда тех лет.
Роли азиатов в театре и в кинематографе исполняли белые актеры в гриме, который назывался йеллоуфейс (yellowface — «желтое лицо»).
За съемки в «Моментах жизни» Анне Мэй платили $150 в неделю (по покупательной способности это примерно соответствовало современным $2500). Это произвело на ее родителей сильное впечатление.
В том же 1921 году режиссер Микки Нейлан закрутил роман с 16-летней актрисой и даже планировал поехать вместе с ней в Мексику, чтобы там зарегистрировать брак. Коллеги напомнили ему, что закон штата Калифорния запрещает и не признает межрасовые браки (закон был отменен в 1948 году). В итоге поездка в Мексику не состоялась, а Нейлан женился на актрисе Бланш Свит.
Наступил 1922 год. Он принес Анне Мэй Вонг первую главную роль — в первом выпущенном в Голливуде цветном фильме «Жертвы моря» (The Toll of The Sea). Сюжет был переработан из оперы «Мадам Баттерфляй». Цветок Лотоса (героиня Вонг), брошенная коварным любовником-американцем, в финале картины бросалась в океан. Фильм был принят публикой и кинокритиками с восторгом. Его смотрели Америка, Европа, Япония.
После «Жертв моря» Анна Мэй Вонг подписала контракты с ведущими киностудиями — Metro Pictures и Famous Players-Lasky.
В фильме 1923 года «Дрейф» (Drifting) у нее была не главная роль, но ее имя появилось на всех афишах. В «Багдадском воре» (самом первом, с Дугласом Фэрбенксом, 1924 год) она сыграла монгольскую рабыню. Второстепенная роль, но появиться в одном кадре с Фэрбенксом и в очень откровенном по тем временам костюме — это многого стоило.
В «Питере Пэне» (1924 год) она сыграла Тигровую Лилию. В «Жителе Аляски» (The Alaskan) — эскимоску Кеок. С гонорара за «Жителя Аляски» Анна Мэй оплатила пошив костюмов из лучшей ткани для троих младших братьев.
Ее много снимали. В 1926 году она снялась в четырех картинах. В 1927-м — в восьми. Но в основном это были роли второго плана. Ее задачей было добавить в фильм экзотики, восточного колорита.
Даже если по сюжету главная героиня должна была быть азиаткой, эта роль доставалась белой актрисе, которой накладывали грим йеллоуфейс. Как, например, в фильме 1928 года «Малиновый город» (The Crimson City), в котором главную женскую роль сыграла Мирна Лой. На съемочной площадке Анна Мэй Вонг учила ее есть палочками.
Гуд-бай, Америка!
Превратиться из звезды в суперзвезду Анна Мэй Вонг не могла. Мешали этические кодексы Голливуда. Ни один режиссер не предложил бы ей сыграть главную героиню в счастливой истории любви с поцелуем в диафрагму. Даже если главный герой по сценарию был азиатом, роль бы все равно исполнял белый актер в гриме. А межрасовые поцелуи на экране были под запретом, как и межрасовые браки в жизни. «Не вижу причины, почему китайцы и европейцы не могут целоваться на экране, хотя я и предпочитаю этого не делать»,— говорила Анна Мэй Вонг. Впрочем, в «Питере Пэне» ее Тигровая Лилия целовалась с Питером. Но Питера играла Бетти Бронсон. К поцелую двух женщин, пусть и разных рас, претензий у ревнителей кодекса не возникло.
Главные кинозвезды тех лет постоянно развлекали поклонников браками и скандалами. Анна Мэй, став знаменитой, продолжала жить в родительском доме.
Как переехать в другую страну и прославить ее
Закон запрещал ей выйти замуж за коллегу-киноактера или богатого бизнесмена европеоидной расы.
В одном из интервью она говорила, что хотела бы выйти замуж за американца китайского происхождения, так как счастье возможно только с человеком своей расы. Но для этнических китайцев, живших в США, она была, как говорили в старину, не самой привлекательной партией. Большинство из них говорили на мандаринском (северокитайском) языке, а она — на кантонском (гуанчжоуском диалекте). Из-за разницы в языках на нее смотрели свысока. Как и на ее профессию. И это еще не все. С точки зрения китайского мужчины, она была слишком высокого роста (5 футов 6,5 дюйма, то есть 169 см),а ее глаза были слишком круглыми.
Выходить замуж за китайца из Китая вообще не имело смысла. Будущий муж не получил бы право на гражданство, а по закону, принятому в 1907 году, она после брака должна была бы принять гражданство мужа, лишившись американского.
У Анны Мэй были романы. C кинематографистами европейского происхождения, обычно старше ее. По слухам после Микки Нейлана был Тод Браунинг (23 года разницы), потом Чарльз Рошер (19 лет разницы), любимый кинооператор Мэри Пикфорд и самый высокооплачиваемый представитель этой профессии в Голливуде. На вопросы журналистов об отношениях с каким-нибудь мужчиной всегда отвечала «Это неправда». Замужем Анна Мэй Вонг ни разу не была, детей у нее не было.
А проблему с отсутствием главных ролей из-за расовых ограничений ей удалось решить. В марте 1928 года она вместе с сестрой Лулу отправилась за океан, в Европу.
В фильме немецкого режиссера Рихарда Эйхберга «Грязные деньги» (Schmutziges Geld, 1928) она исполнила главную женскую роль — танцовщицы Сон. Главную мужскую роль исполнял актер Генрих Георге (ярый коммунист, а впоследствии исполнитель главных ролей в нацистских пропагандистских фильмах, скончался в Специальном лагере НКВД №7 в Заксенхаузене в 1946 году). Немецкие газеты восхищались невероятным талантом и потрясающей красотой, «фарфоровым очарованием» Вонг, «утонченной девушки Востока».
За немецким фильмом последовал британский — «Пикадилли» (Picadilly, 1929 год). В нем Вонг — посудомойка Шошо, обладающая потрясающим танцевальным талантом, и одна из сторон любовного треугольника. Вонг, как и Цветок Лотоса в «Жертвах моря», трагически гибнет.
В одной из сцен Вонг целовалась с игравшим роль импрессарио Джеймсоном Томасом (британский актер, впоследствии перебравшийся в Голливуд). Для показа в США сцену поцелуя вырезали, что вызвало сильное неудовольствие у Вонг. Но популярности фильма по ту сторону Атлантики это не помешало. По эту сторону океана публика тоже была в восторге. В Великобритании кинокритики признавали его лучшим фильмом года и одним из лучших британских кинофильмов того времени. Первоначально он вышел на экраны как немое кино, но в том же году была создана версия со звуком. В Австрии на афише фильма Вонг была изображена с обнаженной грудью (в фильме ничего подобного нет). Много лет спустя, когда фильм будет выпущен на DVD, эта картинка украсит обложку диска.