2.5 C
Москва
Суббота, 19 октября, 2024

Станцевали на лаврах

Дата:

Призеры Benois de la danse выступили в Большом театре

На Исторической сцене Большого театра прошел второй вечер международного конкурса-фестиваля Benois de la danse, на котором, согласно традиции, выступали лауреаты разных лет. На сей раз в концерт допустили и дипломантов, поскольку иностранные лауреаты в Москву не приехали. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Станцевали на лаврах

Станцевали на лаврах

Станцевали на лаврах

Станцевали на лаврах

Станцевали на лаврах

Станцевали на лаврах

Станцевали на лаврах

Оригинальность концерта, по словам худрука программы Светланы Захаровой, заключалась в решении доверить старую классику иностранцам, а россиянам дать выступить в современном репертуаре. Иностранок оказалось всего две — номинированные в этом году на приз, но не получившие его японка Акира Акияма и китаянка Сунь Хуэйсинь, а па-де-де все-таки три. Открывал концерт дуэт из «Сильфиды». Старинный романтический балет некогда перенес в Москву дипломант Йохан Кобборг, а сейчас танцевали юные звезды Большого Ева Сергеенкова и Дмитрий Смилевски. Объединять их в этом па-де-де не стоило бы, поскольку великолепные полеты и отточенная техника танцовщика лишь подчеркивали вялость стоп балерины и отсутствие у нее прыжка, что в партии «дочери воздуха» казалось нонсенсом.

Акира Акияма с партнером Аратой Миягавой выбрали техничное па-де-де из несохранившегося балета Петипа «Талисман» — и тоже зря, поскольку крошечной балеринке с короткими конечностями попросту не подходили движения ее соблазнительной героини, очаровывающей бога ветра Вайю хитросплетениями рук и широкими взмахами батманов. Впрочем, с вращениями японцы справились достойно, особенно если учесть, что такой крутой наклон сцены, как в Большом, можно отыскать разве что в старинных театрах Италии. Высокая длинноногая китаянка и ее темпераментный партнер Чжан Хайдун станцевали «наше все»: классическое па-де-де Одиллии и Зигфрида, перенесенное в Балет Ляонина Владимиром Малаховым с непринципиальными изменениями. Зато трактовка китайцев оказалась нетрадиционной: чопорная Одиллия не соблазняла принца, а, скорее, уклонялась от его домогательств. Впрочем, все классические обязательства балерина выполнила исправно: позы держала образцово, туров «с бедра» наворачивала штук по восемь, а на фуэте и вовсе удивила: начала не у безопасного задника, а на уровне второй кулисы, тем самым отрезав себе возможность двигаться вперед. Первые шестнадцать Сунь Хуэйсинь открутила с двойными и завершила 32 не дрогнув, в твердой четвертой позиции, хотя маэстро Гришанин гнал оркестр так, будто опаздывал на самолет.

Из иностранных хореографов в концерте был представлен худрук Михайловского театра Начо Дуато: петербургские артисты не без шероховатостей, с трудом выдерживая быстрый темп, исполнили трио «Arenal» на музыку Марии дель Мар Бонет, по стилистике очень напоминающее незабвенный балет Дуато «Na Floresta», с которого 15 лет назад началось возрождение Музтеатра Станиславского. Сохранился в Мариинском театре и «Парк» Анжелена Прельжокажа: адажио со знаменитым поцелуем представили Рената Шакирова и Кимин Ким в той целомудренной петербургской манере, благодаря которой изнемогающих от страсти любовников можно принять за умирающую Манон и поддерживающего ее кавалера де Грие. Ближе к финалу артисты все же обозначили намерения своих героев вполне отчетливо, но широченная, прикрывающая колени рубаха, в которую петербуржцы нарядили балерину, скрыла особо откровенные эпизоды — ведь хореография «Парка», сочиненная в 1996-м, и сегодня по нашим меркам выглядит шокирующе современной.

Читать также:
Времена и годы

Российские участники концерта — как хореографы, так и артисты — «современность» понимают иначе. Для них это то, что поставлено недавно. И новых номеров в концерте оказалось немало. Но такие же стертые па в таких же предсказуемых сочетаниях цепляли друг к другу отечественные безымянные постановщики и сорок, и шестьдесят лет назад. Впрочем, Артемий Беляков выбрал образцом хореографа именитого. Ставя для себя и Светланы Захаровой «Историю танго» на музыку Пьяццоллы, он трактовал как танец, так и его историю в духе «Золотого века» Юрия Григоровича, а для убедительности даже обратился к его «Спартаку», процитировав в танго пару поз из дуэта Красса и Эгины.

Презабавный дуэт грубого корявого Шута (Ринат Ханджян) и утонченного до жеманности Короля сочинил худрук Музтеатра Станиславского Максим Севагин: в назидательном финале единства и борьбы противоположностей Король (роль которого исполнил сам Севагин), закончив с кабриолями и выйдя из себя, врезал обнаглевшему Шуту по морде, а тот свернул ему шею. В миниатюре «Сон, вызванный полетом» наш оплот радикализма Владимир Варнава, заполучив в свое распоряжение превосходного премьера Большого Семена Чудина, также не удержался от классических виртуозностей: позволив артисту поиграть корпусом и кистями рук, запустил большие прыжки и вращения. Лишь «Озорные частушки» в постановке Вячеслава Самодурова, исполненные толпой артистов петербургского Театра балета им. Якобсона, оказались действительно современными. На щедринские выкрутасы с фольклором они откликались движенчески, ритмически и композиционно: не прошло и полвека, как балет дозрел до музыки.

━ Новое на сайте

Невролог Яковлева назвала симптомы фибромиалгии

Врач-невролог сети «Клиника Фомина» Ольга Яковлева рассказала о симптомах фибромиалгии.В беседе с «Вечерней Москвой» она заявила, что основное проявление заболевания — распространённая мышечно-скелетная боль....