5.5 C
Москва
Воскресенье, 27 октября, 2024

Сюжет для большого спектакля

Дата:

«Золотая маска» показала «Чайку» Льва Додина

Фестиваль «Золотая маска-2023» открылся внеконкурсным козырем: «Чайкой» петербургского Малого драматического театра — Театра Европы. Свежую премьеру Льва Додина показали в рамках новой внеконкурсной программы фестиваля «Мастер». И никакой другой спектакль не подошел бы для этого лучше, считает Марина Шимадина.

Сюжет для большого спектакля

Сюжет для большого спектакля

Сюжет для большого спектакля

Сюжет для большого спектакля

Сюжет для большого спектакля

Новая, появившаяся только в этом году программа «Мастер» представляет, как сказано на сайте фестиваля, постановки и их создателей, «состоящих вне конкурсных рамок и номинаций», «изменивших наш взгляд на театральное искусство и нас самих». Патриарх российской сцены Лев Додин, без сомнения, тут первый в списке. Но «Мастер» — это не почетная премия «за заслуги» для режиссеров, отошедших от дел и почивающих на лаврах. Лев Абрамович еще даст фору молодым, выпуская каждый год снайперски точные и виртуозные постановки. На прошлом фестивале «Золотой маски» его лаконично-острые «Братья Карамазовы» стали одним из хитов программы. Не сомневаюсь, что и нынешняя «Чайка» в следующем сезоне попадет в конкурс. Сделана она действительно мастерски, трезво и безжалостно. Без пощады к себе, к актерам и к зрителям. Без надежды на спасение — и парадоксально этим спасением являясь.

Лев Додин уже ставил «Чайку» в 2001 году, больше 20 лет назад: тогда Аркадиной была жена режиссера Татьяна Шестакова, а в роли Нины Заречной выступала начинающая Ксения Раппопорт. Колдовское озеро разливалось на сцене грязным цветущим болотцем, а все актеры крутили педали велосипедов. В нынешней постановке есть «приветы» предшественнице — например, занавес домашнего театра, сшитый из пододеяльников. Но общий светлый колорит сменился на мрачный черный.

Вместо зеленой лужи и велосипедов Алексея Порай-Кошица в сценографии Александра Боровского на темной искусственной глади качаются деревянные лодки. Нервный, изломанный Треплев (Никита Каратаев), любитель новых форм, тут устраивает театр на воде. И весь первый акт актеры балансируют, перепрыгивая из одного суденышка в другое. Зыбко, опасно, неустойчиво, нет твердой почвы под ногами. Герои стараются удержать равновесие, не упасть в эту черную бездну, остаться на плаву, отчаянно цепляясь за жизнь, за любовь, друг за друга. Но здесь, как на «Титанике», каждый сам за себя.

Если в первой половине спектакля тихий плеск воды, романсы и яркие наряды Аркадиной еще обманывали летней безмятежностью, то вторая обдает космическим холодом. Лодки лежат вверх дном и выглядят как надгробия, памятники ушедшей молодости, глупым надеждам. Колдовское озеро замерзло, свищет ветер, герои зябко кутаются в пальто, но не могут согреть друг друга. «Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».

Новый спектакль Додина так же лаконичен и строг, как и «Братья Карамазовы», где из огромного романа с нагромождением сюжетов и характеров режиссер сделал изящную композицию на семь главных героев. В «Чайке» он тоже убрал второстепенные роли, оставив лишь тех, меж кем натянуты невидимые нити напряжения. Текст тоже перемонтирован ювелирно — реплики одних персонажей отданы другим и оттого звучат еще более хлестко. «После Толстого или Тургенева не будешь читать Тригорина»,— бросает Треплев прямо в лицо знаменитому писателю. Тут вообще ничего не скрывается, все на людях: Нина воркует с Тригориным на глазах у Аркадиной, а та со злой издевкой читает ее любовное послание: «Если тебе когда-нибудь понадобится моя жизнь, приди и возьми ее».

Читать также:
Дамы в дамках

Аркадина (прекрасная Елизавета Боярская) тут еще молода и хороша собой, но сразу чувствует в Нине (Анна Завтур) опасную соперницу. Она борется за Тригорина — в исполнении Игоря Черневича блеклого и потрепанного — во всеоружии женских чар и актерского таланта. Знаменитую сцену соблазнения она играет напоказ — мол, смотри и учись, девочка. Но зато по-настоящему искренне, с чувством Аркадина читает монолог Маши из «Трех сестер» как одну из своих ролей. (Интересно, что именно Машу Боярская сейчас играет в МДТ.) И слова «я люблю, люблю, люблю этого человека», произнесенные от лица Маши Прозоровой, у нее звучат правдивее, чем в жизни. В этом главный парадокс и Аркадиной, и других людей искусства в этом спектакле. Они живут только на сцене или в своих сочинениях, там они настоящие, а реальность становится лишь расходным материалом для творчества.

Тригорин тут постоянно ходит с записной книжкой и фиксирует все реплики героев, чтобы в финале устало вскинуть руку с готовой пьесой — «Чайка. Комедия». И становится понятно, почему текст спектакля был так перекроен и почему в нем появились цитаты из чеховских писем. Это была не пьеса, отлитая на века в собраниях сочинений, а сырец, сама жизнь, которая легла в ее основу. Но «сюжетом для небольшого рассказа» здесь становятся сломанные судьбы тех, кто не смог найти убежища во второй реальности — кто существует здесь и сейчас, в грубом, невыносимом настоящем.

Жалкий и смешной Медведенко (Олег Рязанцев) отдает Тригорину его «вещь» — чучело чайки, сделанное по его заказу. Та птица, что подстрелил Треплев, была безобразной, окровавленной, отталкивающей своим натурализмом. Зато чучело получилось чистенькое, аккуратное, одним словом — nature morte. Вот и Тригорин с Аркадиной, а потом и с Заречной становятся такими «таксидермистами» — превращают жизнь, собственную и своих близких, в Kunstwerk. «Я чувствую, что для меда, который я отдаю кому-то, я обираю пыль с лучших своих цветов, рву самые цветы и топчу их корни»,— признается Тригорин Нине. И она в свою очередь готова отдать все за громкую славу, за место в пантеоне небожителей — и действительно отдает, теряет любовника и ребенка, но становится настоящей актрисой. И в финале уже осмысленно, глубоко читает свой монолог Мировой души. Искусство, как жестокое божество, требует от своих жрецов постоянных жертв, и они готовы их приносить, потому что только так они спасаются от страшной реальности. А тем, кому не повезло найти свой путь в творчестве, остается только застрелиться.

━ Новое на сайте