10.5 C
Москва
Среда, 23 октября, 2024

Тройка на отлично

Дата:

Маргариту Дроздову поздравили «Лебединым озером»

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко отпраздновали 75-летие народной артистки СССР Маргариты Дроздовой. В честь примы-балерины и педагога-репетитора давали «Лебединое озеро» в постановке Владимира Бурмейстера, сыгравшее ключевую роль в жизни и карьере юбилярши. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

Тройка на отлично

В праздничном «Лебедином озере» — исторической постановке Владимира Бурмейстера, 70 лет назад ставшей сенсацией и первым балетом, перенесенным из СССР на сцену Парижской оперы,— главную роль танцевали три лучшие примы «Стасика». Все — ученицы Маргариты Дроздовой.

Она стала репетитором в 1987 году, отработав положенные балетной артистке 20 лет и выслужив безупречным трудом звание народной артистки СССР. Карьера Маргариты Дроздовой, накрепко вплетенная в историю Музтеатра Станиславского, началась сразу с вершины. Еще до выпуска из Московского хореографического училища (где ее учила Суламифь Мессерер, последний педагог «доголовкинской» эры) длинноногая школьница с высокими скулами и разрезом глаз Шемаханской царицы станцевала Одетту-Одиллию в том самом «Лебедином озере», которым ее чествовали теперь. Вдохновленный ее дебютом худрук театра Бурмейстер увидел в юной балерине шанс для обновления — и театра, и репертуара; обнадеженная Дроздова нашла в нем своего Мастера с большой буквы. И несмотря на приглашения в Большой театр и в Молодой балет Игоря Моисеева (уговаривала сама Екатерина Фурцева, вызвавшая ученицу в министерский кабинет), настояла на зачислении к Буру, как звали Бурмейстера в театре.

Со своим кумиром Дроздовой удалось поработать неполных четыре сезона: Бурмейстер умер в 66 лет, успев подарить юной приме лишь один новый балет — бетховенскую «Апассионату». А дальше на долгие годы театр возглавил прилежный ремесленник Алексей Чичинадзе, изредка допускавший до постановок пришельцев разных дарований, среди которых выделялся иностранец — гэдээровский «авангардист» Том Шиллинг. Главная балерина театра танцевала все и у всех, но этот поток не принес ей той главной, собственной роли, с которой входят в историю. Пожалуй, только Дмитрий Брянцев, ставший главным балетмейстером в 1985-м, подарил ей неординарного Комиссара в «Оптимистической трагедии», разделив роль на две ипостаси (трепетную девочку, скрывавшуюся за кожаной броней отважной покорительницы анархистов, танцевала Галина Крапивина). Но этот балет канул в Лету, как и прочие постановки десятилетий безвременья, на которые пришлась артистическая карьера Маргариты Дроздовой.

Читать также:
Совместное доживание

В незаметной публике роли педагога балерина проявила поразительное для статусной примы самоотречение: еще в советские времена все ее подопечные — ведущие балерины театра — выглядели на сцене на удивление разнообразно, но танцевали одинаково качественно. В праздничном «Лебедином озере» три примы, вышедшие из разных школ, лишь подтвердили дар педагога Дроздовой растворяться в своих ученицах, не мешая их самовыражению. Самой блеклой предсказуемо оказалась Ксения Рыжкова: финал балета не богат танцами, а допотопные эффекты сценографии вроде полотнищ, изображающих вышедшее из брегов озеро, или фейерверка искр, вспыхивающих на месте падения Одетты со скалы, не позволяют отнестись всерьез к развязке трагических событий. Оксана Кардаш (лауреатка двух «Золотых масок» и главный спец труппы по современному репертуару) с ее дробной, предельно графичной манерой танца казалась пришелицей из иных миров в самом каноничном, «белом» акте балета, что придавало привычной хореографии нежданное нервное напряжение. И все же обеих Одетт затмила Одиллия Ксении Шевцовой — лучшей московской примы из всех, кто не достиг 30 лет. Прекрасно воспитанные ноги, музыкальность, безошибочное чувство актерской меры и формы танца сделали эту невозмутимо сексапильную Одиллию эпицентром всего спектакля, а не только фантасмагорического шабаша, в который превратил дворцовый бал хореограф Бурмейстер и венцом которого стали 32 фуэте Шевцовой, открученные одинарными, но в бешеном темпе и с идеальной чистотой.

Некогда революционное «Лебединое озеро» Бурмейстера — редчайшая попытка внедрить хореодраму в традиционный классический балет — сегодня выглядит таким же беспросветно академичным, как и прочие «Лебединые». Сохранив «букву» в виде хореографии и мизансцен, оно утратило «жизнь человеческого духа», за что ратовал вдохновитель постановки — Владимир Иванович Немирович-Данченко. И лишь Маргарита Дроздова, сумевшая выявить человеческую неповторимость своих учениц, держится главной идеи Бурмейстера, без устали твердившего вслед за Чайковским: «Мне нужны люди, а не куклы».

━ Новое на сайте