7.4 C
Москва
Четверг, 24 октября, 2024

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

Дата:

Дмитрий Буткевич — о проекте «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х»

В Музее Москвы открылась выставка, посвященная жизни и творчеству женщин в первое десятилетие советской власти. В экспозицию вошли произведения, которые были представлены публике 100 лет назад, в частности, полотна кисти Казимира Малевича, Петра Кончаловского. Но в основном это картины и другие арт-объекты, созданные художницами первой половины XX века. Для проекта их собирали более чем в 30 музеях по всей стране. Выставку под названием «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х» посетил арт-обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Буткевич, и формат экспозиции ему показался интересным.

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

«Выставка должна привлечь внимание зрителя»

— Надо сказать, что в выставке с такой апелляцией читается феминистический подтекст. Вроде бы обойтись без него невозможно, однако устроители сумели все-таки пройти по этой грани. То есть проект не выглядит гимном феминизма, хотя, конечно, начинается все с первых декретов советской власти. Как известно, они в значительной степени были посвящены женщинам: разрешались аборты и гражданские браки, можно было брать двойные фамилии, работать наравне с мужчинами и так далее. Советские люди в первые годы с гордостью говорили о том, что в парламенте заседает в сотни раз больше женщин-депутатов, чем в самых демократических законодательных собраниях западных стран.

Естественно, среди художников также очень много появилось женщин. Хотя их было немало уже в начале XX века, надо отдать должное общему направлению развития искусства. Но советская власть дала возможность женщинам проявлять себя в том числе и в творческом отношении. Выставка посвящена во многом именно этому. Есть как очень знаменитые мастера — назову фамилии Антонины Софроновой, Веры Мухиной, Надежды Удальцовой, так и, возможно, менее известные, тем не менее оставившие след в истории искусств. Например, отдельная часть экспозиции посвящена работам Людмилы Маяковской, сестры Владимира Маяковского, про которую мы не очень хорошо знаем, а она была буквально пионером аэрографии в советском и мировом искусстве.

Читать также:
На дочь глядя

Очень интересно построена экспозиция. Общие разделы, посвященные, скорее, определенным областям жизни, то есть производству, военной подготовке, спорту, сопровождаются как бы комнатами с конкретными адресами, в которых проживали деятели искусств, в основном женщины. Так что получается некий квартирник, очень характерный для Москвы. Собственно, выставка посвящена образу горожанки. Смотреть на лица моделей 1920-1930-х годов очень интересно с нашей точки зрения.

Думаю, что в рамках этой выставки какие-то открытия устроители сделали, какие-то фамилии, доселе неизвестные, и художниц, и их моделей вытащили из тумана истории искусств.

Выставка, несомненно, интересная и должна привлечь внимание зрителя. Она достаточно долго будет идти в Музее Москвы, до 25 августа. Всем советую ее посмотреть.

━ Новое на сайте