Успех «На Западном фронте без перемен» делает его вторым в истории BAFTA фильмом на иностранном языке с наибольшим количеством номинаций. Предыдущим рекордсменом был «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли в 2001 году, также выдвигавшийся в 14 категориях. Из них картина победила в четырех, включая «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая режиссерская работа», но главный приз уступила «Гладиатору» Ридли Скотта.
Но если британские киноакадемики назовут масштабный эпик Эдварда Бергера, натуралистично демонстрирующий ужасы войны на протяжении двух с половиной часов, лучшим фильмом года, это будет вполне в духе BAFTA — иностранные фильмы неоднократно получали эту премию.
Традиция началась с «Похитителей велосипедов» Витторио де Сики в 1949 году и включает «Балладу о солдате» Григория Чухрая в 1961-м, разделившую награду с «Бильярдистом» Роберта Россена.
Помимо главной награды «На Западном фронте без перемен» выдвинута в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» , а также «Лучший адаптированный сценарий» (Эдвард Бергер, Лесли Патерсон, Иен Стокелл), «Лучшая работа оператора» (Джеймс Френд), «Лучшая музыка к фильму» (Фолькер Бертельман) и практически во всех «технических» категориях, от костюмов до звука и спецэффектов. Кроме того, Эдвард Бергер номинирован как лучший режиссер , а Альбрехт Шух, сыгравший Станислава «Ката» Катчинского,— как лучший актер второго плана .
На победу в категории «Лучший фильм» также претендуют «Банши Инишерина», «Всё везде и сразу», байопик «Элвис» База Лурмана, который занимает третье место с девятью номинациями, и «Тар» Тодда Филда — бескомпромиссная по отношению к зрителю драма о женщине-дирижере, выдвинутая общим счетом в пяти категориях. Мартин Макдона, постановщики «Всё везде и сразу», которых принято называть просто Дэниелы, и Тодд Филд будут соревноваться с немецким коллегой и в режиссерской номинации , куда также вошли Пак Чхан Ук («Решение уйти») и Джина Принс-Байтвуд («Королева-воин»). Таким образом, в этой категории всего одна женщина, несмотря на то что, меняя свой регламент два года назад, BAFTA отдельно подчеркивала, что надеется на увеличение шансов на номинацию для женщин-режиссеров. Зато категория «Лучший дебют британского сценариста, режиссера или продюсера» вышла полностью женской: в ней выдвинуты «Солнце мое» Шарлотты Уэллс, «Голубые джинсы» Джорджии Окли, «Электрическая болезнь» Мари Лиден, «Бунт» Майи Кенуорти и «Любовь по вызову» по сценарию дебютантки Кэти Брэнд.
В актерских категориях, уже по традиции BAFTA, сложившейся после изменения порядка голосования, большинство номинантов выдвигаются на премию впервые — 14 из 24, хотя процент «новичков» сократился по сравнению с двумя предыдущими годами.
При этом сюда вошли все фронтраннеры наградного сезона: Остин Батлер («Элвис»), Колин Фаррелл («Банши Инишерина») и Брендон Фрейзер («Кит») в номинации «Лучший актер», Кейт Бланшетт («Тар») и Мишель Йео («Всё везде и сразу») в категории «Лучшая актриса», Анджела Бассет («Черная Пантера: Ваканда навеки») и Ке Хюи Куан («Всё везде и сразу»), выдвинутые за лучшую женскую и мужскую роли второго плана соответственно. Не обошлось, однако, и без сюрпризов — к ним можно отнести номинации для Эммы Томпсон и Дэрила Маккормака («Лучшая актриса» и «Лучший актер» соответственно), сыгравших в «Любви по вызову», которая осталась почти не замеченной другими премиями. Кроме упомянутых в категории «Лучший актер» выдвинуты Пол Мескал («Солнце мое») и Билл Найи («Жить»), а «Лучшая актриса» — Виола Дэвис («Королева-воин»), Даниэль Дедуайлер («Тилл») и Ана де Армас («Блондинка»).
Состоялась 80-я церемония вручения премии «Золотой глобус»
Среди тех, кого BAFTA предпочла не заметить, можно выделить Стивена Спилберга и его «Фабельманов»: фильму досталась всего одна номинация за оригинальный сценарий, написанный в соавторстве Спилбергом и Тони Кушнером. Также британцы полностью проигнорировали индийскую антиколониальную сагу с песнями и танцами «RRR: Рядом ревет революция», отмеченную на «Золотом глобусе» и вплотную подбирающуюся к оскаровским номинациям,— то ли исторические травмы тому виной, то ли все те же новые правила голосования. Кассовые хиты прошедшего года «Топ Ган: Мэверик» и «Аватар» остались в «техническом» загоне, да и там первый выдвинут всего в четырех категориях, а второй в двух. Вряд ли это сильно повлияет на шансы всех этих фильмов на «Оскаре» (американские киноакадемики сейчас как раз голосуют и объявят свои номинации 24 января), но уже заметно, как с каждым годом две кинопремии все больше отдаляются друг от друга, что делает BAFTA гораздо менее предсказуемой, чем раньше. Возможно, нас удивят и итоговые награды, которые будут вручены в Лондоне 19 февраля.