7.4 C
Москва
Четверг, 24 октября, 2024

Зоологичные аргументы

Дата:

«Программа №1» в музтеатре Станиславского

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко показывает «Программу №1» — вечер одноактных балетов, составленный худруком балета Максимом Севагиным из «Призрачного бала» Дмитрия Брянцева, «Пахиты» Мариуса Петипа и номеров современных авторов. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

Зоологичные аргументы

В «Программе №1» новым было лишь одно отделение. И «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева, и Grand pas из «Пахиты» вернулись в афишу музтеатра еще при Лоране Илере, экс-худруке труппы. Следуя примеру предшественника, новый руководитель балета «Стасика» Максим Севагин составил «Программу №1» из контрастных произведений, прослоив стилизованный романтизм и классику XIX века миниатюрами современных авторов: Павла Глухова, Константина Семенова, Ксении Тернавской и Андрея Кайдановского. Постановщиков вечера, впервые показанного в июле, Максим Севагин подбирал с прицелом на будущее сотрудничество с театром.

Из всех четверых лишь Андрей Кайдановский — хореограф с европейским именем и опытом работы на больших сценах. В музтеатре Станиславского он ставил трижды. Но в «Программу №1» попала худшая из его работ — «Именинный вальс» на музыку вальса из первого акта «Спящей красавицы» Чайковского, поставленный в 2018-м по случаю юбилея музтеатра и отмеченный явными следами спешки. Известный чувством юмора, умением живо рассказывать разные истории и способностью раскрывать в танцовщиках актеров, здесь хореограф не сумел придумать ни формы, ни связного пластического текста, ни характеров. Однако выбора у Максима Севагина не было: права на другие постановки Кайдановского, живущего и работающего в Австрии, музтеатр не возобновил. И анонсированный в прошлом году на этот сезон эксклюзивный балет хореографа из планов театра тоже исчез.

А вот постановки трех остальных авторов «Программы №1» в сезон-2022/23 включены: в апреле Константин Семенов поставит иммерсивное «Зазеркалье» (по кэрролловской «Алисе в Зазеркалье»), в июне хореоавторы Глухов и Тернавская выступят с одноактными балетами. Похоже, худрук Севагин счел их пробу пера на большой сцене весьма обнадеживающей, с чем согласиться непросто. Уж очень инфантильными показались их работы, хотя хореографы Глухов и Семенов, лауреаты и участники многих балетмейстерских конкурсов, далеко не новички. В «Программе №1» оба показали любовные дуэты, что характерно — с идентичными эпизодами: мужчина и женщина стоят лицом друг к другу, пытаясь прикоснуться к разным частям тела партнера, от чего эти части стыдливо уклоняются. У хореографа Глухова в номере «Я чувствую» на музыку Гэвина Брайерса инициатором знакомства была дама, кавалер уступил ее настояниям и после ряда батманов, растяжек и низких поддержек скрылся в темноте, так и не удовлетворив ее чаяния.

Читать также:
«Метрополитен» выплатит компенсацию в $200 тыс. Анне Нетребко

Константин Семенов в своей миниатюре на музыку Франца Шуберта «Andantino. Сон одной бабочки» выпустил существ не вполне человекообразных. Солистка, лежа на спине партнера (возможно, изображавшего цветок), живописно кривила ножки и цеплялась стопами-утюжками за его шею, пока тот крутил ее вниз головой. Оба стояли на «березках», «расцветая» стеблями конечностей. Однако «современностью» хореограф томил не беспрерывно: артисты, содрав «панцири», похожие на бронежилеты, перешли на ранверсе, высокие поддержки и прочие благообразности классического танца.

В номере же «Red Deers», поставленном дебютанткой Ксенией Тернавской на музыку Emptyset, танцу двух пар предшествовал текст об оленях, вступающих в схватки за самок, после чего сбрасывающих рога. Так что, когда два танцовщика вынесли по балерине, безвольно болтавшейся у каждого на плече, затем сгрузили их, прислонив друг к другу, и приступили к воинственному поединку-плясу с «колесами» и прочими акробатичностями, смысл миниатюры проявился вполне отчетливо. Однако вскоре замысел распался на поддержки и па. Квартет развивался по балетному лекалу — с женским соло и трио, в котором двое мужчин вздымали в поддержках танцовщицу. Впрочем, в финале «олени» все-таки избавились от «рогов»: оставив дам на полу, кавалеры удалились за задник.

Понятно, что артистам «Стасика» в обозримом будущем не придется танцевать Марко Гёке, Александра Экмана, Шарон Эяль, Уильяма Форсайта и других живых классиков современного театра, которых ввел в репертуар музтеатра француз Лоран Илер. Но, возможно, его преемнику и не стоит пытаться заменить былой интернационализм равным количеством отечественной хореографии, а сосредоточиться пока на классике. Ведь Grand pas из «Пахиты» артисты худрука Севагина станцевали попросту грязно — в отличие от илеровских времен.

━ Новое на сайте