6.4 C
Москва
Понедельник, 28 октября, 2024

5 популярных мифов о музыке, с которыми стоит попрощаться

Дата:

5 популярных мифов о музыке, с которыми стоит попрощаться

Краткую версию статьи можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Миф 1. Существует всего лишь семь нот

А именно: до, ре, ми, фа, соль, ля и си. Если добавить к ним более высокую «до» — получится октава. Поэтому часто говорят, что у музыкантов есть всего семь нот, чтобы сочинить мелодию. Но всё чуть сложнее — неслучайно октава на фортепиано выглядит так:

5 популярных мифов о музыке, с которыми стоит попрощаться

Белых клавиш действительно семь: это как раз до, ре, ми и другие четыре ноты. Но есть ещё пять чёрных, которые звучат немного иначе. Например, клавиша между до и ре даст звук на полтона выше первой ноты, но ниже второй и будет называться до‑диез или ре‑бемоль.

В европейской музыкальной теории октаву традиционно делятI. D. Bent. Musical notation / Britannica на 12 равных промежутков, которые считаются наиболее гармоничными. Это и есть ноты. Входят туда и те звуки, которые извлекаются чёрными клавишами на фортепиано.

Полутона не попали в список нот по недосмотру средневековых теоретиков музыки. В качестве классификатора последние использовалиGuido d’Arezzo / Britannica церковный гимн Иоанну Крестителю, потому что каждая строчка этой композиции пелась выше предыдущей. Вот так полутона и пропустили. А теперь музыканты вынуждены мучиться, разбираясь с диезами и бемолями.

Саму октаву, кстати, можно разделить как душе угодно. Так создаются микротоновые мелодии, которые не вписываются в стандартную музыкальную гармонию.

Миф 2. Прослушивание классической музыки повышает интеллект

«Научную основу» этого мифа заложилоF. H. Rauscher, G. L. Shaw, C. N. Ky. Music and spatial task performance / Nature исследование 1993 года. Во время эксперимента американские нейробиологи предлагали некоторым студентам послушать произведение Моцарта, а потом пройти часть теста на IQ, оценивающую пространственное мышление. Остальные участники перед решением задачек сидели в тишине либо слушали инструкцию по расслаблению. Удивительно, но «группа Моцарта» набирала более высокие оценки: разница была эквивалентна 8–9 баллам IQ.

Однако не торопитесь искать сборник произведений австрийского классика — дальнейшие исследования показали1. K. M. Steele, S. Dalla Bella, I. Peretz et al. Prelude or requiem for the ‘Mozart effect’? / Nature
2. W. F. Thompson, E. G. Schellenberg, G. Ilie. Arousal, Mood, and The Mozart Effect / Psychological Science, что «эффект Моцарта» вряд ли поможет стать умнее.

Выяснилось, что действует он очень недолго. Уже через 10 минут разница в результатах людей, слушавших и не слушавших Моцарта, пропадала. Причём для короткого «ускорения разума» классическая музыка совсем не обязательна. Вполне подойдут1. E. G. Schellenberg, S. Hallam. Music Listening and Cognitive Abilities in 10- and 11‑Year‑Olds: The Blur Effect / Annals of the New York Academy of Sciences
2. E. G. Schellenberg, S. Hallam. Music Listening and Cognitive Abilities in 10- and 11‑Year‑Olds: The Blur Effect любые звуки, которые нравятся человеку. Например, хиты британской рок‑группы Blur или аудиокниги любимого писателя. Учёные предполагают, что приятные мелодии или голосовые записи повышают настроение, которое и помогает лучше справляться с интеллектуальными тестами.

Так что дело не совсем в классической музыке. А если учесть, что её любят не все, произведения Моцарта точно не назвать универсальным бустером IQ.

Миф 3. Грустная музыка ухудшает настроение

Хотя это предположение кажется логичным, эксперименты показывают1. A. Kawakami, K. Furukawa, K. Katahira et al. Sad music induces pleasant emotion / Frontiers in Psychology
2. S. Garrido, E. Schubert. Adaptive and maladaptive attraction to negative emotions in music / Musicae Scientiae, что печальные мелодии по‑разному влияют на разных людей. Временами грустные композиции настраивают на романтичный лад, иногда помогают расслабиться, а порой дают людям почувствовать себя сильнее.

Влияние меланхоличной музыки на настроение может быть связано с психологическим состоянием. Тоскливая песня, в которой здоровый человек найдёт утешение, способна вызвать неприятные ощущения у людей с депрессией. Они склонны бесконечно обдумывать одно и то же, и грустная музыка заставляет1. K. S. McFerran, S. Saarikallio. Depending on music to feel better: Being conscious of responsibility when appropriating the power of music / The Arts in Psychotherapy
2. S. Garrido, E. Schubert. Adaptive and maladaptive attraction to negative emotions in music / Musicae Scientiae их снова и снова переживать неприятные воспоминания и негативные мысли.

Читать также:
Образцы с «астероида судного дня» вернутся на Землю уже на этой неделе

Миф 4. Музыкальный слух может быть только врождённым

Действительно, некоторые люди с рождения более музыкальны, чем другие. Это подтверждает, например, совместное исследование финских и американских учёных. Они провелиJ. Oikkonen, Y. Huang, P. Onkamo et al. A genome‑wide linkage and association study of musical aptitude identifies loci containing genes related to inner ear development and neurocognitive functions / Molecular Psychiatry полногеномное сканирование людей с хорошим музыкальным слухом и нашли у тех несколько общих особенностей генов, связанных с улавливанием и обработкой звуков. Так что способности родителей‑музыкантов могут передаваться по наследству. Впрочем, гены — штука непостоянная и талант вполне может потеряться в дебрях ДНК.

Ребёнок с абсолютным слухом называет любые сыгранные отцом ноты, интервалы и аккорды

Однако музыкальный слух можно развить и людям без нужной предрасположенности. Не факт, конечно, что он будет абсолютным, но музицировать позволит. Правда, для этого придётся не только упорно заниматься, но и соответствующе себя вести — например, общаться с правильными людьми.

Вообще не получится развить музыкальный слух только при амузии — неспособности запоминать высоту звуков.

Отмечается значительное влияниеB. S. Ilari, P Keller, H. Damasio et al. The Development of Musical Skills of Underprivileged Children Over the Course of 1 Year: A Study in the Context of an El Sistema‑Inspired Program / Frontiers in Psychology культуры и окружения. Например, если человек с детства постоянно слушает музыку или кто‑нибудь из братьев или сестёр часто играет на гитаре, слух будет развивать легче. Даже простое пение на утренниках в детском саду благоприятствует улучшению способностей.

А занятия на музыкальных инструментах могут менятьS. C. Herholz, R. J. Zatorre. Musical Training as a Framework for Brain Plasticity: Behavior, Function, and Structure / Neuron саму структуру мозга, а именно развивать его пластичность. Причём в первую очередь будут укрепляться области, связанные со слухом.

Миф 5. Игра на музыкальном инструменте — это просто развлечение

В отличие от простого прослушивания академических композиций, музицирование может благотворно влиять на умственные способности. Оно требует хорошей координации движений, а духовые инструменты также развивают и дыхание. Чтобы запомнить песню, придётся тренировать память, а чтобы освоить нотную грамоту — логику и немножко математику.

Если человек не музыкант, ему будет непросто выучить даже пару аккордов на гитаре — за руками не уследить! Что уж говорить про навыки чтения с листа, когда нужно одновременно смотреть в неизвестный нотный текст и играть. Так и образуются нейронные связи в мозге — та самая пластичность.

Исследования показывают, что подобное «обучение мозга» развивает памятьE. M. George, D. Coch. Music training and working memory: An ERP study / Neuropsychologia и ориентациюF. H. Rauscher, M. A. Zupan. Classroom keyboard instruction improves kindergarten children’s spatial‑temporal performance: A field experiment / Early Childhood Research Quarterly в пространстве и времени. Более того, занятия музыкой благотворно отражаются на способностиA. S. Chan, Y‑C. Ho, M.-C. Cheung. Music training improves verbal memory / Nature детей запоминать незнакомые слова и общей грамотностиR. L. Gordon, H. M. Fehd, B. D. McCandliss. Does Music Training Enhance Literacy Skills? A Meta‑Analysis / Frontiers in Psychology.

Причём обучение музыке эффективнее многих других занятий. Так, в одном эксперименте исследователи сравнилиA. T. Tierney, J. Krizman, N. Kraus. Music training alters the course of adolescent auditory development / Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America показатели у двух групп детей. Одни в свободное время занимались музыкой, другие — изучали военное дело. В обеих группах дети стали креативнее, а их память улучшилась, но в музыкальной показатели были выше, а подростки развивались быстрее.

Конечно, это не значит, что, если посадить двоечника за фортепиано, тот за полгода превратится в отличника. Музыкальное образование не панацея. Впрочем, лишним оно тоже не будет. Главное — чтобы самому ребёнку нравилось.

Обложка: кадр из фильма «Пианист»

━ Новое на сайте