5.4 C
Москва
Суббота, 19 октября, 2024

Алису отзеркалили

Дата:

Выставка Павла Пепперштейна в Мультимедиа Арт Музее

В Мультимедиа Арт Музее открылась выставка Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье». Иллюстрации художника к знаменитым книгам Льюиса Кэрролла рассматривала Юлия Тихомирова.

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Алису отзеркалили

Дилогия Льюиса Кэрролла про Алису больше века привлекает внимание художников. Иллюстрации к этой викторианской сказке-головоломке создавали Джон Тенниел, Туве Янссон, Май Митурич-Хлебников и многие другие. К ней обратился и один из самых ярких и самобытных современных российских художников Павел Пепперштейн. На выставке «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» в МАММ представлены его графика, живопись и настенная фреска, импульсом к созданию которых стала задача проиллюстрировать книги Льюиса Кэрролла.

В 2019 году Фонд V-A-C в рамках своей издательской программы решил издать серию детских книг, проиллюстрированных современными художниками, одним из приглашенных авторов стал Павел Пепперштейн. Он выбрал Льюиса Кэрролла. Так в 2020 году появились «Приключения Алисы в Стране чудес» с его графикой, а в 2024-м вышла и «Алиса в Зазеркалье».

Обращение Пепперштейна к детской иллюстрации вполне закономерно. Детство художника прошло в среде московского андеграунда, представители которого с 1960-х годов параллельно с художественной практикой работали иллюстраторами детских книг. Его отец Виктор Пивоваров, а также Илья Кабаков, Эрик Булатов и их окружение охотно сотрудничали с издательствами. Детство и искусство оказались неразделимы и для Пепперштейна. Уже много лет он изучает детство как культурный феномен, мистифицирует и препарирует его. Иллюстрируя «Алису», он вспоминает и графику своей матери, писательницы, поэтессы и художницы Ирины Пивоваровой. Ее рисунок с парящей в метафизическом пейзаже сферой Пепперштейн вписал в зеркало, а саму сферу наделил меланхоличной улыбкой.

Работая над «кэрролловской» серией, Пепперштейн использовал цитаты из собственных работ. Больше 30 лет назад он вместе с другими художниками создал арт-группу «Инспекция «Медицинская герменевтика»», чьим узнаваемым символом стал Колобок. Этот герой для Пепперштейна олицетворяет постоянное ускользание, а потому — свободу. Колобок не случайно появляется и в иллюстрациях к «Алисе». У Кэрролла тоже есть персонаж, умеющий исчезать: Чеширский Кот растворяется в воздухе с лукавой улыбкой, Колобок ускользает с блаженным выражением лица — так художник демонстрирует два способа исчезновения в одной серии.

Читать также:
Музыка неуюта

В картины, созданные на основе иллюстраций к «Алисе», Пепперштейн «подселяет» фрагменты работ Малевича и Кандинского. Авангард первой половины XX века, ставший частью истории искусства, воспринимается, по словам Пепперштейна, как «космический мусор, вращающийся на околоземной орбите». Громоздкие артефакты художественных утопий прошлого он помещает в мир сказки, показывая, что «космический мусор» до сих пор может быть питательной средой, из которой однажды произрастут новые, устремленные в будущее проекты.

Космос появляется на выставке не только в качестве метафоры. На одной из картин Алиса предстает в образе космонавта. Тут невольно вспоминается знаменитая инсталляция Ильи Кабакова «Человек, который улетел в космос из своей комнаты». Как и история Алисы, эта инсталляция — рассказ о побеге, только персонаж Кабакова улетает в космос сквозь дыру в потолке, летит вверх, а Алиса устремляется вниз, в кроличью нору.

Павел Пепперштейн говорит, что в сказочном мире его пленяет «возможность струиться между мирами, перемещаться туда и обратно». Вот и экспозиция в МАММ построена по принципу путешествия: выставка разделена на две части, Страну чудес и Зазеркалье; чтобы оказаться в Зазеркалье, зритель должен пройти сквозь зеркальный портал. Как и у Кэрролла, на выставке не обошлось без юмора, основанного на игре слов и их значений, и игры с масштабами. Специально для этой выставки Пепперштейн превратил некоторые из графических иллюстраций в картины. Одна и та же композиция воспринимается по-разному благодаря смене масштаба, а в залах умный голосовой помощник «Алиса» читает «Алису».

━ Новое на сайте