7 C
Москва
Суббота, 19 октября, 2024

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Дата:

Опера «Стиффелио» впервые поставлена в России

Московская «Новая опера» открыла сезон новой постановкой практически неизвестного шедевра Джузеппе Верди «Стиффелио», оперы, никогда не шедшей на российских сценах. Как такое возможно и что из этого вышло — объясняет Екатерина Бирюкова.

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Аттракцион неслыханной вердиевскости

Из 26 вердиевских опер «Стиффелио» долгое время имел амплуа неудачника трудной судьбы. Дело не заладилось еще при рождении в 1850 году. За три дня до премьеры театр в Триесте потребовал от композитора и его либреттиста Франчески Марии Пьяве по цензурным соображениям (то была эпоха реакции после революционных волнений 1848–1849 годов) экстренно внести ряд существенных изменений в текст. В основе которого лежала современная провокационная французская пьеса «Священник, или Евангелие и сердце», совершенно очевидно оскорбляющая итальянских католиков историей женатого евангелического пастора, прощающего свою жену-изменницу и, о ужас, проводящего богослужение прямо на оперной сцене. В результате заглавный герой ужался до главы некоей выдуманной протестантской секты. В дальнейшем опера еще неоднократно переделывалась, кромсалась и достраивалась, меняла название, время и место действия, но счастья это ей все равно не приносило.

Первоначальная партитура «Стиффелио» при этом считалась утраченной. Только в 1960-е годы обнаружилась копия партитуры, а в 1992-м — авторский материал. О том, что у Верди на один шедевр больше, чем мы привыкли считать, в 1993 году торжественно возвестила постановка Метрополитен-оперы с Джеймсом Ливайном за пультом и Пласидо Доминго в заглавной роли. Остальной оперный мир тоже начал проявлять интерес к вердиевской новинке. Шутка ли — вокруг все сетуют на дефицит новых названий, а тут такой подарок с роскошными партиями тенора, сопрано и баритона, виртуозными ансамблями и хорами, богатым оркестром, эффектной взрывной динамикой и намертво застревающими в голове мелодиями! В каких-то из них угадываются будущие, неизвестные еще самому композитору, но нам-то хорошо знакомые Виолетта, Джильда, Риголетто, даже Отелло. Но иногда стоит признать, что такого Верди мы вообще никогда не слышали.

В России опера впервые прозвучала в 2020 году — маэстро Александр Самоилэ, давно влюбленный в эту партитуру, провел концертное исполнение в рамках Крещенского фестиваля «Новой оперы». И вот наконец подоспела полноценная постановка. Ее авторы — режиссер Екатерина Одегова и сценограф Этель Иошпа. К этому слаженному дуэту, уже выпустившему в «Новой опере» несколько обаятельных продукций, сразу надо добавить художника по свету Стаса Свистуновича. Кинематографическая игра теней и световых пятен в максимально лапидарном черно-белом пространстве нового спектакля важна не меньше, чем игра актеров. На фирменное беспечное кружение вердиевской музыки тоже деликатно наброшена тень. А маэстро Самоилэ увлеченно показывает ее сложность, многозначность и многослойность.

Читать также:
Исчерпаемый источник

На сцене — подчеркнуто сдержанное и чинное общество, затянутое в корсеты Викторианской эпохи. Тут изящно играют в старинный театр с его вечными выпадающими откуда-то тайными записками. Тут потешным героем оперетты или немого кино держится Рафаэль фон Лойтольд — горе-любовник главной героини Лины. А ее отец граф Станкар во время своей арии — единственного концертного хита этой оперы — неожиданно смешит зал самым балаганным образом. Он одержим жаждой мщения и, гротесково выбирая орудие для убийства соблазнителя, сначала точит топор, потом застревает ногой в собственном капкане и под общий хохот ненадолго проваливается в вырытую на сцене во время антракта могилу. Звезда театра баритон Анджей Белецкий в этой роли вне конкуренции.

Однако переживания кающейся Лины и ее мучающегося ревностью мужа Стиффелио выплескиваются на зрителя с шокирующей реальностью, это уже не стилизованная театральная условность. Понятно, что очень многое зависит от того, сумел ли театр найти подходящего тенора (который, как известно, является дефицитнейшим товаром). В спектакле «Новой оперы» эту партию отелловского размаха вполне достойно, хоть и не без потерь тащит на себе Сергей Поляков, приглашенный артист театра. Исполнительниц главной и тоже очень ответственной сопрановой женской партии нашлось в труппе целых две. Парящий голос Марины Нерабеевой из первого состава идеально царит в своем белькантовом облаке, голос певшей второй спектакль Елизаветы Соиной более земной и резковатый.

Итак, священник Стиффелио не может совладать со своей яростью и агрессией, не может договориться с Богом. Могила во втором действии чернеет неспроста. Черно-белый колорит спектакля в конце концов, конечно, разбавляется красным кровавым цветом. По вердиевскому сюжету труп в опере только один: Станкар убил Рафаэля. Но финальная сцена спектакля, затягивающая своей мрачной и странной красотой, похоже, и всех остальных героев переносит в какое-то иное измерение. В то время как Стиффелио читает им канонический текст из Евангелия от Иоанна «кто без греха, пусть первым бросит камень», Лина, которую он только что, вопреки предписаниям Верди, не простил, а избил до смерти, мертво сидит эдакой Саломеей с отрезанной головой своего любовника в руках. Ликование хора на этом фоне звучит, скорее, устрашающе. Штраусовская «Саломея», кстати,— одна из предыдущих постановок девичьего дуэта Одеговой—Иошпы. Вместе с их же бриттеновским «Поруганием Лукреции» уже складывается триада «женских» опер, негромко, но умно и настойчиво задающих колкие, болезненные вопросы.

━ Новое на сайте