3.6 C
Москва
Четверг, 7 ноября, 2024

Большая перемена мест

Дата:

«Передвижники» в Третьяковской галерее

Государственная Третьяковская галерея показывает то, что задумано как главный блокбастер года — выставку «Передвижники». Это первое выставочное событие в новом корпусе галереи, наконец-то достроенном и открытом еще весной здании на Кадашевской набережной. О том, насколько удалось галерее по-новому показать хрестоматийнейший пласт отечественного искусства последних десятилетий XIX века, рассуждает Надежда Ивленко.

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Большая перемена мест

Вот как бывает: в России 1870–1880-х годов вызвал подлинную бурю не какой-то там условный «абстракцизм», а искусство, напротив, предельно и программно реалистическое. О Товариществе передвижных художественных выставок (ТПХВ) громко спорили, пеняли художникам именно за «насильственное внедрение» «грубого реализма», даже Павла Михайловича Третьякова упрекали за то, что он покупает вульгарное и скандальное — нет чтобы каких-нибудь одалисок. А иногда и снимали работы с выставок по требованию цензуры, как было, например, с евангельскими картинами Николая Ге.

На «Передвижниках» в Третьяковке об этом вспоминают — как вспоминают и об официальном признании: начиная со своего воцарения в 1881-м картины участников ТПХВ покупал Александр III, а за ним и другие члены императорской фамилии. Собственно, задача теперешней выставки, как декларировали ее авторы, и состояла в том, чтобы действовать беспристрастно и попытаться как-то растворить жирную официозную лакировку, наросшую в восприятии передвижников еще в советское время. Многие наверняка помнят — обличители царизма, задушевные певцы родной природы и прочая оскомина.

Меж тем на практике это выставка прежде всего очень парадная. На просторах третьего этажа нового здания не стали устраивать никаких сложных пространственных игр (как бывало в свое время в «Новой Третьяковке»), сценография незатейливая, прямое движение с постоянной радостью узнавания. Вот «Грачи прилетели» Саврасова, вот «Рожь» Шишкина, вот «Над вечным покоем» Левитана, вот «Незнакомка» Крамского — и еще с полторы сотни картин. Большинство, естественно, из самой ГТГ (по случаю выставки изрядно обеднела постоянная экспозиция в Лаврушинском переулке), но есть и из Русского, и из других музеев.

Самое, однако, удивительное — в том, как это все структурировано. Сначала зрителю показывают, так сказать, конспект самой первой выставки ТПХВ (1871), где были и саврасовские «Грачи», и «Охотники на привале» Перова, и «Петр I и царевич Алексей» Ге. Но дальше экспозиция то и дело сбивается к старому доброму формату тематических разделов. Дети в творчестве передвижников, пейзаж в творчестве передвижников, жанровые сцены в творчестве передвижников… Особенного красноречия и приращения смыслов в этом немного — что, видимо, должен был компенсировать раздел «Между реальностью и метафизикой», явно замышлявшийся как центральный.

Куратор выставки Татьяна Витальевна Юденкова, которая возглавляет в ГТГ отдел живописи второй половины XIX — начала ХХ века, давно борется именно за отмену советских стереотипов о передвижниках, но по каким-то причинам особенный упор делает на (около)религиозную проблематику. Мол, передвижничество — это не сплошной нигилизм и даже не всегда антиклерикализм, на самом деле художников живо волновала евангельская тематика, просто в ХХ веке это по понятным причинам стало неочевидной и неудобной темой. Вот и здесь показывают в одном разделе, с одной стороны, евангельские сюжеты Крамского и Ге, а с другой — «Не ждали» Репина, «Неутешное горе» Крамского и отчего-то его «Незнакомку». Показывают с нажимом, но никакой искры из зрительского восприятия не высекают. Может быть, потому, что для выразительности и доходчивости стоило бы тогда эту тему разворачивать во что-то большее, чем один из выставочных разделов.

Читать также:
Диво девное

Понятно, что действовать по модели выставки 2021 года «Мечты о свободе», сталкивавшей романтизм русский и романтизм немецкий, сейчас сложно — хотя, если на повестке дня переоценка ценностей относительно передвижников, интересно было бы посмотреть на них именно в контексте, в непосредственном сопоставлении с Курбе, Менцелем, Мейссонье, да много с кем еще. Но можно было взять один какой-нибудь особенно благодарный топос (скажем, то, что передвижники делали с историческим жанром: тут и публика наверняка порадовалась бы, кто ж такое не любит) — и целиком выстроить разговор о товариществе вокруг него. Вместо этого имеем яркую и пеструю презентацию (шутка ли, товарищество провело с полсотни выставок и в свою орбиту так или иначе вовлекло более 500 художников), которая вдобавок становится несколько сумбурной к концу. Там речь об упадке, о том, что столпы ТПХВ сами становятся брюзгливы по отношению теперь уже к сезаннистам, символистам и проч., но выставка пытается подать это таким образом, что передвижники-де в своей среде вынянчили все самое передовое в дальнейшем отечественном искусстве. И потому завершается несколькими закатами Куинджи, в которых предлагается (но не получается) увидеть предвестие авангарда.

И при всем том у «Передвижников» необыкновенный «аппарат», не ограничивающийся обычными экспликациями-таймлайном-письмами-фотографиями. При помощи в том числе мультимедийной дидактики изложена, и на сей раз уже вполне дельно, россыпь сюжетов — страсти, дружбы, ссоры, успехи, протесты, коммерция, международный резонанс, отсылки к климату общественно-политическому (пореформенная Россия Александра II и контрреформы) и экономическому (это бум железнодорожного строительства, собственно, сделал выставки товарищества в полном смысле «передвижными»)… Словом, огромная и живая история, которая на поверку всерьез увлекательна — в отличие от чинной выставочной «иллюстрации» к ней.

━ Новое на сайте