2.7 C
Москва
Пятница, 1 ноября, 2024

Четверной разлад

Дата:

В «Новой опере» показали «Терезин. Квартет»

На сцене театра «Новая опера» в рамках тамошнего Крещенского фестиваля Нижегородский театр оперы и балета представил московскую премьеру своего нового спектакля «Терезин. Квартет», приурочив его к Международному дню памяти жертв холокоста. Рассказывает Татьяна Кузнецова.

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Четверной разлад

Идеей поставить четыре балета на музыку чешских композиторов, погибших в нацистских лагерях, загорелся Алексей Трифонов, худрук Нижегородского оперного театра. Цифра четыре стала при этом без четырех минут магической: четыре струнных квартета, четыре балета четырех хореографов, четыре или восемь исполнителей в каждом балете. Общая сценография, общие музыканты — струнный квартет оркестра La Voce Strumentale. Название проекту дал Терезиенштадт (Терезин) — самый известный концентрационный лагерь на территории «протектората Богемии и Моравии»: именно там содержались и сочиняли музыку трое из четверых композиторов программы. Из чего, однако, не следует, что сквозным сюжетом вечера стали фашистские застенки. Струнные квартеты погибшие писали в разные десятилетия, а нынешние хореографы свои сюжетные и бессюжетные опусы ставили без оглядки на обстоятельства гибели композиторов. И лишь видео — серые каменные плиты, нагромождение которых можно принять за сваленные в яму тела в саванах (видеохудожник Игорь Домашкевич),— отсылало воображение к трагедии холокоста. Спроецированное на легкие капроновые занавесы, движение которых то распахивало, то сжимало пространство (художник Этель Иошпа), видео придавало сценическим событиям зловещую многозначность, которой хореография была в основном обделена.

Так, дебютант Алессандро Каггеджи — итальянец, рожденный в Англии, окончивший Московскую академию хореографии и танцующий в Казани,— исследовал проблему развода с трогательной наивностью подростка, выбрав Струнный квартет №3 (1938) Павела Хааса — тревожный, нервный, наполненный щемящими еврейскими интонациями. Хореограф полагал, что ставил миниатюру о психологических манипуляциях. После вполне классических (с перекидными жете и попыткой двойных содебасков) выяснений отношений между двумя мужчинами и их кратких, но пылких адажио с женой-любовницей на сцене появился адвокат. В круглой шляпе и долгополом лапсердаке, он, потрясая стопкой документов и авторучкой, стал требовать подписания соглашения о разводе, и наклевывающаяся драма превратилась в фарс. Первым сломался Муж, затем сдался Любовник, однако неукротимая женщина, подразнив мужчин танцем с авторучкой, почему-то ставить подпись отказалась. Тут вся тройка накинулась на нее чуть не с кулаками, и только вырубка света спасла зрителей и запрыгнувшую на стол даму от рукоприкладства.

Опытная Татьяна Баганова, взяв Струнный квартет, op. 2 (1921) Ганса Красы, сочинила бессюжетный, однако метафоричный pas de quatre — возможно, об энергетическом вампиризме. Артисты, одетые в полупрозрачные комбинезоны телесного цвета с черными швами на животах и позвоночнике, зубами снимали друг с друга широкие прозрачные распашонки — сначала мужчины с женщин, потом наоборот. Однако дамы этим не ограничились: в финале, прихватив зубами нить в районе мужского пупка, они вытащили из партнеров всю «жизненную силу», оставив их распростертыми на планшете сцены. Хореографический квартет состоял преимущественно из дуэтов с редкими вкраплениями соло и от других работ Татьяны Багановой отличался некоторыми признаками академичности: выворотностью ног, большими позами в адажио, обводками и поддержками, которые можно встретить и в балетах,— вероятно, хореографу не удалось добиться от «классиков» отказа от привычных навыков. Однако этот смешанный язык оказался весьма гармоничным и отнюдь не скудным.

Читать также:
Танец изгоя

Чего нельзя сказать о петербуржце Максиме Петрове, поставившем самый эмоциональный, живой и трепетный из квартетов — Партиту для струнных (1944), созданную 25-летним Гидеоном Кляйном именно в Терезине. Впрочем, для хореографа что Кляйн, что Шостакович, что Десятников — из балета в балет он повторяет свои излюбленные комбинации ferme, battеries, entrechat и pas de chat, не отвлекаясь ни на темпоритм, ни на мелодию, ни на общий смысл музыкального произведения. Получив в распоряжение восемь артистов, на сей раз он был особенно активен: люди скакали и кружились вдоль и поперек музыки, в разных ракурсах и во всех концах сцены так, что рябило в глазах. В финале, впрочем, хореограф достиг единства действия: танцовщики, выстроившись в линию, простерли руки в зал и дружно упали навзничь.

Еще один петербуржец, Александр Сергеев, выбрал «Пять пьес для струнного квартета» (1923) Эрвина Шульгофа, единственного композитора программы, избежавшего Терезина,— он погиб в Вольцбурге еще в 1942 году. Его квартет, посвященный Дариусу Мийо и пронизанный ритмами джаза, оказался самым оптимистичным и в хореографическом отношении. Очевидно, что Сергеев, ведущий солист Мариинского театра, просто не может ставить неудобно для артистов — его классические комбинации, может, не блещут оригинальностью, зато логичны, выигрышны для танцующих и приятны для глаз. Вальс, танго и прочие звучащие в музыке танцы были отражены и в хореографии, изюминой которой стал мужской прыжковый pas de quatre, в котором на равных участвовала переодетая балерина. За ней, как не соответствующей норме, устроили погоню коллеги; в финале девушка, скинув по пути мужскую одежду и прорвав бумажный экран на заднике, все же вырвалась за общепринятые рамки.

За рамки приношения жертвам холокоста вышел и тон вечера, итог которого в сущности оптимистичен: обновленная нижегородская труппа, появившаяся в Москве впервые, выглядела молодой, активной, полыхающей энтузиазмом, довольно техничной и небесталанной. Во всяком случае, в хореографии, созданной специально для них. Очевидно, на будущее остается отыскать разумных отечественных балетмейстеров — и совсем не обязательно использовать притом такие публицистические аргументы, как авторы, погибшие в концлагерях. Хотя на сей раз их музыка и оказалась самым выигрышным слагаемым этой неслыханной — в самом буквальном смысле слова — программы.

━ Новое на сайте

Британская рок-группа The Cure выпустила первый за 16 лет альбом

Британская рок-группа The Cure презентовала новый альбом под названием «Songs Of A Lost World». Это единственный альбом в дискографии группы, написанный исключительно ее лидером...