Новое «Противостояние», которое продюсеры (первый титр — «автор идеи: Константин Эрнст» — указывает, что это прежде всего продюсерский проект) позиционируют именно как более точную экранизацию романа, никак не связанную с предыдущим фильмом, увы, не может похвастаться подобным кастингом, как и каким-то особым вниманием к деталям. Наоборот, сериал как будто даже бравирует отсутствием сцепления с реальностью, своей гладкой, медовой картинкой (ну да, поздний застой — утопический край, мир советского полдня), литым детективным сюжетом, по которому катишься как по рельсам. Так что, кажется, главная задача — не раскрыть тайну преступника (почему он творит свои злодеяния, что им движет и какие секреты скрывает его прошлое), а помочь симпатичному работнику милиции, крепкому профессионалу и честному человеку, пережить жизненный кризис. Фабула Юлиана Семенова (со всеми тщательно сохраненными особенностями его стилистически не особенно цепляющей прозы; сценарий написан дебютантом Алексеем Мельниковым, соавтором которого стал опытный сериальный продюсер Николай Попов; режиссером выступил постановщик «Глухарей» Тимур Алпатов), а сюжет соцреалистический — борьба лучшего с хорошим, которая разворачивается на территории нескольких советских республик и души идеального советского человека, которого с известной неуверенностью играет Владимир Вдовиченков.
Интенция понятная, но есть проблема, на которую не получается закрыть глаза: невозможно не вспоминать о версии Семена Арановича, запущенной в производство при Андропове и вышедшей на телеэкраны накануне перестройки. «Все напоминает о тебе, а ты нигде», как поется в песне, открывающей новый опус. А за кадром «остался мир, который вместе видел нас». У Арановича получился не просто фильм, беременный тьмой и охотно изучавший потайные ходы советской истории, социальные и антропологические изъяны советского мира, но и блестяще сделанное с чисто формальной точки зрения кино. Продуманное в каждой детали, сумевшее преодолеть известную косность и производственную перегруженность романа-первоисточника. Начинавший когда-то как документалист, а до того служивший в морской авиации, Аранович умел не только работать с хроникой и обладал не только феноменальными режиссерскими навыками (многое, конечно, ему дало сотрудничество с Алексеем Германом), но и колоссальным житейским опытом. Он видел людей, знал людей и умел им удивляться. И потому, скажем, в его «Противостоянии» так много безусловных сцен-шедевров: карточный фокус ценой в десять рублей для наивного сыщика, постовой с поразительной памятью и талантом читать слова задом наперед, Садальский с брюками, да даже само обнаружение трупа в сугробе обставлено Арановичем как страшный дурной анекдот: мешок с обрубками тела находит пассажир, решивший помочиться на обочине. Все это просто не выковырять из памяти.
У новой экранизации в этом смысле нет шансов, и потому возникает закономерный вопрос — зачем вообще было ее делать? Ответ один, но конспирологический: чтобы вы наконец посмотрели многосерийный фильм 1985 года, если по каким-то причинам не сделали этого раньше. Более современного и страшного сериала в России и о России пока еще не снято.