Поначалу это был единоразовый проект. Но крайне амбициозный. В основе его была концепция «нового цирка», придуманная еще в 1970-х годах в Европе. По сути, это была удивительная смесь цирка и театра — с акробатами, жонглерами, клоунами и, что самое важное, с очевидной драматургией, сюжетом.
Чего в «Цирке Солнца» (как, впрочем, и прочих труппах «нового цирка») не было, так это животных. Причем не только из-за модных в то время идей борьбы за права животных, но и по вполне меркантильным соображениям.
Содержание животных стоило значительных денег, животные не были чем-то, что особенно привлекало зрителей, а представления, точнее, спектакли Cirque Du Soleil вполне обходились и без них. Короче, чистая экономия, помноженная на благосклонность политически корректной части публики.
А еще не было слов, как не было и клоунов. Лалиберте, похоже, сразу думал о международной экспансии, а слова и юмор — это серьезный удар по космополитизму проекта.
И рукоплещет восхищенный зал
Первое представление Cirque Du Soleil, как вспоминают очевидцы, провалилось. Во всех смыслах. Большая часть представления публику никак не вдохновила, и оживление в зале случилось только в самом финале, когда наземь рухнул шатер, в котором проходило шоу.
Неудача не остановила Лалиберте, он был уверен, что все делает правильно. И как показало время, прав был он, а не первые зрители.
Сейчас его называют настоящим инноватором в том, что касается циркового искусства. Он сумел осовременить жанр, сделать его родным для аудитории, которой уже успела наскучить цирковая классика и которая была развращена — в хорошем смысле этого слова — голливудскими блокбастерами, концертами на стадионах и т. д.
Все это в той или иной степени присутствовало в шоу Cirque Du Soleil с живой музыкой и удивительными костюмами. Кстати, в то же самое время был отмечен всплеск интереса публики к китайскому акробатическому цирку, и Лалиберте, разумеется, принял это во внимание.
Чем запомнилось шоу Cirque Du Soleil в 2020 году
Cirque Du Soleil начал колесить по миру, превратившись в громадную компанию. Часть труппы колесит по планете, часть выступает на постоянных площадках, в том числе в избалованном шоу Лас-Вегасе. В какой-то момент времени компания Лалиберте продавала 11 млн билетов по всему миру, что было больше суммарных годовых продаж всех бродвейских шоу. Оборот компании составлял сотни миллионов долларов, а в 2012 году — и целый миллиард.
В 2004 году журнал Time включил Ги Лалиберте в список 100 самых влиятельных людей мира именно за то, что он не только сумел вдохнуть новую жизнь в постепенно умиравший цирковой жанр, но и стал законодателем моды в этой сфере. «Каждая цирковая труппа в мире, которую я видел, в той или иной степени несет печать влияния Cirque Du Soleil»,— говорит Эрнест Альбрехт, признанный американский эксперт и автор книги «Новый американский цирк». И вряд ли это преувеличение.
Я на ракете в небо уйду
Многие люди, лично знающие Ги Лалиберте, говорят, что Cirque Du Soleil, кроме прочего, еще и отражение личности его основателя. Он обожает всевозможные тусовки и часто сам их организует. Он очень любит жизнь — пятеро детей от трех браков тому доказательство.
Он лишен ложной скромности и, кажется, упивается своим богатством, которое заработал сам.
По данным на прошлый четверг, его состояние равнялось $1,8 млрд. Совсем не плохо для человека, чье резюме начинается с игры на аккордеоне на городских улицах.
У него несколько резиденций по всему миру, и он с удовольствием переезжает из одной в другую в течение года. Естественно, у него есть яхта, и конечно, он собирает суперкары. А еще он счастливый владелец атолла Нукутепипи.
Как в своей океанской резиденции Ги Лалиберте выращивал марихуану
В интервью Le Journal de Montreal Лалиберте объяснял, что у покупки есть и вполне прагматическая составляющая: «Из-за всего, что происходит сейчас в мире, я решил для себя, что должно быть место, куда в случае эпидемии или глобальной войны я смогу перевезти людей, которые мне дороги, и мою семью… (Это место.— “Ъ” ) будет полностью автономным в том, что касается солнечной энергетики, экологии, всего такого».
А еще Ги Лалиберте — большой фанат покера и в свое время стал знаменит и на этом поприще, участвуя и организуя самые роскошные и самые дорогие турниры по этой игре.
Впрочем, кажется, его самое главное нецирковое достижение — полет в космос. Он совершил его в 2009 году, отправившись на Международную космическую станцию на борту российского корабля «Союз ТМА-16» и вернувшись с орбиты на «Союзе ТМА-14». За полет, в ходе которого он организовал и подкаст с представлениями в 14 городах на 5 континентах, Лалиберте заплатил более $35 млн. Во время полета, стоит упомянуть, Лалиберте носил красный клоунский нос.
Личные достижения последних лет, впрочем, не отменяют проблем в бизнесе. С середины 2000-х годов Лалиберте сделал несколько серьезных ошибок. Провалом, например, обернулась его попытка вывести Cirque du Soleil на Бродвей. Люди, с удовольствием ходившие на его цирковые представления, совершенно не приняли переноса цирка на театральные подмостки.
Как прошли гастроли Cirque Du Soleil в Москве в 2019 году
Но Лалиберте не потерял способности правильно выбирать время для тех или иных действий. Точно так же, как в 1984 году он правильно определил время для начала своего циркового проекта, в 2015 году он верно определил время для своего ухода из него. Вместе с партнерами он продал большую часть акций Cirque Du Soleil международным инвесторам во главе с инвесткомпанией TPG. Сделка была оценена в $1,5 млрд. В феврале 2020 года он продал остававшиеся у него 10% акций. Занавес над участием Ги Лалиберте в Cirque Du Soleil был опущен.
Это, разумеется, вовсе не значит, что Ги Лалиберте ушел на пенсию. Он руководит компанией Lune Rouge («Красная луна»), которая занимается инвестициями в разнообразные проекты, связанные с технологиями, искусством и индустрией развлечений. И делает это вполне серьезно.
Финеас Тейлор Барнум был шарлатаном и любителем разного рода фокусов и подстав. Ги Лалиберте в этом смысле совершенно не похож на человека, которого выбрал в детстве своим кумиром. «Мы продавцы счастья. Мы даем людям возможность мечтать по-детски»,— говорит он.