5.6 C
Москва
Воскресенье, 20 октября, 2024

Переулок больше проспекта

Дата:

Группа «13» в Музее русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма открылась впечатляющая выставка под названием «Группа «13». В переулках эпохи», посвященная одной из самых странных художественных групп рубежа 1920–1930-х годов. Рассказывает Алексей Мокроусов.

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

Переулок больше проспекта

В группу «13» входило много художников, но на двух выставках было по 13 участников, хотя была и еще одна, так и не открывшаяся. В итоге биографический словарь в каталоге новой экспозиции Музея русского импрессионизма насчитывает 31 имя.

В рамках большого проекта на фабрике «Большевик» собрали 360 экспонатов из множества российских музеев, от Архангельска до Таганрога, и частных коллекций. Так складывается портрет группы, из-за которой историю советского искусства не перепишешь, а вот историю советской эпохи увидеть по-новому можно. Художников, участвовавших во всех выставках, не так много — учредители «комитета «13»» Владимир Милашевский, Николай Кузьмин, Даниил Даран и присоединившиеся к ним в 1930-м Борис Рыбченков и Татьяна Маврина. Их объединяли идея единства темпа и единства материала, желание запечатлеть повседневность в рисунке, сделанном быстро и в одной технике, без предварительной работы и позднейших поправок.

В отличие от коллег, сосредотачивающихся на героях своей ретроспективы, куратору Надежде Плунгян интересен контекст. В залах графика и живопись авторов «13» соседствуют с наследием французских авторов. Рисунки Жерико и Милле, картины Глеза и Вламинка размещены на особом фоне, но лишь в одном случае эти вторжения сопровождаются прямой цитатой из художника, подтверждающей, что именно эту картину он видел. Французское влияние пронизывало творчество многих, неслучайно на акварели Ольги Гильдебрандт, подаренной коллеге в 1933-м, посвящение начинается с «Дарану-французу…», а дневники Татьяны Мавриной полны французских имен.

Любовь к французскому чувствуется и в иллюстрациях — главной визитной карточке «13». В залах много книг, прежде всего легендарного издательства Academia; братья Гонкур, Бальзак, Анатоль Франс — и ни одного немецкого литератора. Даже в этом выборе чувствовалось противостояние «живописной» линии «13» жестким графическим рисункам Общества художников-станковистов, стиль которых современники определяли как «немецкий».

Сюжеты группы «13» — гимн повседневности. Жизнь цирка, будни ипподрома, танцовщицы и домашние застолья, тишина московских улиц, редкие извозчики… Название «В переулках эпохи» на редкость точное, здесь нет места залитым солнцем проспектам, маршам из громкоговорителей и бодрым физкультурникам. Может, участники «13» просто пытались не замечать современности? Но и в желании оппонировать в каком бы то ни было виде советской власти их не заподозришь, они всего лишь стараются смотреть на новую жизнь глазами свободного человека. Многие — Кузьмин, Милашевский, Даран, Сергей Расторгуев — выходцы из круга редакции газеты «Гудок», где в разные годы работали Михаил Булгаков, Илья Ильф и Юрий Олеша.

Читать также:
Искусство — мать порядка

Всего готовили три выставки «13», вторую по счету закрыли, не открыв. Связано ли это с эклектичным характером движения, эстетически расползшегося после присоединения бывших членов группы «Рост»? Помимо Мавриной и Рыбченкова здесь оказались и талантливые сестры из ВХУТЕМАСа Надежда и Нина Кашины. Работы вхутемасовок украшают «В переулках эпохи», хотя с «13» они связаны лишь каталогом второй выставки; имена опубликовали тогда, работы развесили сейчас.

Кроме москвичей и питерцев — Ольги Гильдебрандт и Юрия Юркуна — были и классики с периферии вроде мэтра саратовской художественной жизни Валентина Юстицкого (1894–1951). В 1937-м его арестовали, Юстицкий отсидел десять лет в лагерях. На третьем этаже музея, собравшем творчество участников «13» после формального запрета всех художественных группировок в СССР в 1932-м, показывают его автопортрет 1949 года из собрания Саратовского музея имени Радищева, сделанный после освобождения,— впечатляющий документ искусства и породившего его времени.

Юстицкий выжил, в отличие от погибших на фронте Льва Зевина и Михаила Недбайло, расстрелянных в конце 1930-х Александра Древина, Романа Семашкевича и Юркуна. Гражданская жена Юркуна Ольга Гильдебрандт вызывает особый интерес. Муза поэтического Петрограда — среди ее счастливых поклонников и Гумилев, и Мандельштам,— она была талантлива не только в любви. Это сегодня в иных книгах можно встретить ее характеристику как «художника-любителя», с точки зрения формального образования Гильдебрандт действительно самоучка, как Гоген, современники же ценили ее по-настоящему, Станиславский даже предлагал оформить спектакль во МХАТе.

Последняя выставка «13» прошла в 1931 году в актовом зале МГУ на Моховой, 11 — были времена, когда университет задавал тон в искусстве. Участие Давида Бурлюка в той выставке — странный эпизод в жизни группы: что было делать американскому эмигранту в новой, социалистической Москве? Или иначе не получалось достичь заветного числа 13?

Критика третьей выставки звучала разносно, идеологи Российской ассоциации пролетарских художников не просто обвинили участников в низкопоклонстве, но напрямую назвали их «буржуазными художниками», сознательно работающими «на западного потребителя». К сожалению, западному потребителю посреди сталинской Москвы взяться было неоткуда.

━ Новое на сайте