Планируя в 1964 году свою поездку, Такада рассчитал, что денег ему хватит, чтобы прожить в Париже полгода. Если очень экономить. Он выбрал самое дешевое место в самом неспешном пароходе, шедшем из Токио в Марсель с остановками в Гонконге, Сингапуре, Сайгоне, Коломбо, Бомбее, Джибути, Александрии, Барселоне. В Париже он поселился в комнатке на Пляс-де-Клиши, за которую платил девять франков в сутки.
Французский язык Такада изучал с детства. Он до конца своих дней не избавился от акцента, но говорил бегло и правильно, а потому ему удалось найти и друзей, и работу. О том, что собирался в Париж на полгода, Кэндзо быстро забыл. Он начал создавать эскизы платьев, достаточно хорошие, чтобы быть замеченным. Уже через некоторое время он начал работать на Луи Феро, молодого тогда еще (его модному дому было лет десять), но уже очень известного и популярного модельера.
Универмаг, который стал эталоном: история американской розничной сети Macy`s
В 1970 году Такада скопил достаточно денег на собственное дело. В Galerie Vivienne он задешево сторговал место для магазина готового платья. Даже при этом денег ему едва-едва хватало на оплату аренды, а потому закупал он самые дешевые материалы для своих товаров на рынке Сен-Пьер. Когда ткани и прочее необходимое для пошива одежды было куплено, у японца в Париже кончились деньги. Пришлось писать на родину. Японские друзья собрали некоторую сумму, на которую он сумел сшить свою первую коллекцию прет-а-порте.
Магазин немедленно стал популярным. Уже через пару месяцев к нему начали обращаться (и получать отказ) американские туристы, желавшие заказать оптовые партии его костюмов. Еще через несколько месяцев магазину пришлось искать другое помещение, покрупнее. А потом он уже получил настоящую справку о том, что успешен. Он попал на обложку парижского Elle, а платья из его коллекций были представлены в американском издании Vogue.
Собственно, тогда Такада узнал, что, открывая магазин, он совершил ошибку. Он назвал его Jungle Jap.
В честь себя — в Париже в первые годы жизни он сам себе придумал прозвище Jap. Во Франции название магазина «Япошка из джунглей» никого не смущало. Но слава Кэндзо уже вышла за границы Франции. В 1972 году его модели появились в США, в знаменитом Macy`s. А вместе с этим появились и публичные призывы сменить название магазина. «Я знал, что название может восприниматься как уничижительное, но думал, что если я все буду делать хорошо, то все и будет хорошо»,— рассказывал он тогда газете The New York Times. Несмотря на давление (в Нью-Йорке некая общественная группа даже пыталась через суд запретить бренд Jungle Jap), Кэндзо был верен своему принципу делать то, что ему нравится, а не то, чего от него хотят.
Кэндзо и законы природы
«Мне как-то сказали, что японцу совершенно невозможно добиться успеха в качестве модельера в Париже,— вспоминал Кэндзо.— Когда я открыл свой магазин, я подумал, что мне нет смысла делать то, что делали французские дизайнеры, потому что я просто не мог бы с ними конкурировать. И я начал делать все по-своему, просто для того, чтобы быть другим».
И в желании быть другим он не знал границ, с удовольствием нарушая все возможные законы мира моды, казавшиеся незыблемыми, как законы природы.
Именно Кэндзо, напоминает модный эксперт Грейс Кук, придумал показывать весенние коллекции весной.
Эксперты напоминают, что теперь этот формат называется «увидел — купил» и окончательно в мир моды вошел через 45 лет после того, как Кэндзо Такада его фактически придумал. При этом свою революцию он совершил почти случайно: «У меня не было мыслей про “увидел — купил”, просто мне казалось совершенно логичным, что весеннюю коллекцию надо показывать весной».
А еще он придумал устраивать свои показы коллекций прет-а-порте в разгар Парижской недели моды. Это были показы, о которых вспоминают до сих пор. Один из них, например, Такада устроил в цирковом шатре. Модели гарцевали в полупрозрачных одеждах на лошадях, а сам модельер принимал парад, сидя на слоне.
Впрочем, Кэндзо Такада был достаточно мудр, чтобы разделять законы — рынка или природы — на те, которые можно нарушать, и те, которым надо неукоснительно следовать. Ведь он был не только модельером, но и бизнесменом.
Японский бог: каким запомнили Кэндзо Такада
Бизнес Кэндзо Такады постепенно завоевывал мир. После шоу в Нью-Йорке он все-таки решил переименовать бренд. Долго не думал. Если в «япошке» кто-то мог увидеть что-то оскорбительное, то уж в его имени –— никто и никогда. Так в 1976 году на смену Jungle Jap пришел Kenzo. Бренд, который, по словам его создателя, к концу 1970-х был самым продаваемым в мире.
Бизнес Такада развивал, не нарушая мировых трендов и законов. В 1983 году дом Kenzo впервые выпустил мужскую коллекцию. Чуть позже, как и другие модные дома, вышел на рынок парфюмерии, а потом, в соответствии со сложившимся трендом, представил более демократичные линейки, включая Kenzo Jeans. Маленький магазин в Gallerie Vivienne превратился в грандиозный бренд с миллионными оборотами.
Жизнь после Kenzo
Бизнес Kenzo процветал. Но казалось, что тому мальчику из Химедзи было все-таки интереснее заниматься творчеством, а не бизнесом. А в начале 1990-х на него свалились несчастья. Глубоко личные. Сначала умер его друг, едва ли не первый друг в Париже. Потом — мать. Он не успел на ее похороны. Потом несчастье случилось с его бизнес-партнером. И Kenzo из любимого детища вдруг просто превратилось в работу. А Кэндзо Такада, напомним, с детских лет между «надо» и «нравится» выбирал второе.
В 1993 году он продал свой бизнес модному конгломерату LVMH, который известен тем, что собирает под одной крышей самые успешные и самые интересные бренды. Кэндзо остался на какое-то время художественным руководителем Kenzo, но постепенно все больше охладевал и к этому.
Окончательно попрощался с Kenzo он в 1999 году. Позже его не раз спрашивали, не было ли в решении об уходе некоторого разочарования или даже злости на тех, кто делал с «его» брендом что-то такое, чего он сам никогда бы не сделал. Кэндзо всякий раз говорил, что ему было не «неприятно», а «необычно». И что каких-то нехороших чувств к тем, кто теперь и был Kenzo, он не испытывал.
Такада почти не лукавил. Все, кто его знал, называли его самым милым и самым бесконфликтным человеком на свете.
Тем не менее этот человек в 2005 году, через шесть лет после окончательного ухода из Kenzo, подал в суд на новых хозяев бренда, требуя роялти за, как указывалось в иске, «незаконное» использование его имени. Цена вопроса — $24 млн c небольшим. Сколько он получил на самом деле, не известно. Стороны решили договориться во внесудебном порядке.
Кутюрье атомного дарования: история японского модельера Иссеи Мияки
В 1999 году Кэндзо было всего 60. И бросать жить он не собирался. А собирался он заниматься тем, что ему нравилось. «Когда я перестал работать (на Kenzo.— “Ъ” ),— говорил он позже.— Я отправился в отпуск. Я отдыхал. А потом я решил опять взяться за работу. И тогда я сказал себе, что моей новой работой будет, скорее, декор, а не мода». В 2005 году он зарегистрировал новый бренд — Gokan Kobo («Мастерская чувств»), начав создавать мебель, посуду и товары для дома. А еще он вернулся к своему хобби, которое оставалось забытым многие годы,— живописи, создав, кроме всего прочего, целую серию автопортретов. Он не отказался, когда ему предложили придумать форму для олимпийской сборной Японии. Он, наконец, придумал костюмы для постановки «Мадам Баттерфляй» в Токийской опере. Это, кстати, было не первым его опытом в мире искусства.
К этому же пост-брендовому периоду относятся и награды, которые он получил. В 1999 году он удостоился японской медали Почета с пурпурной лентой. Это одна из высших наград Японии за достижения в области культуры и искусства. А в 2016 году, за три года до смерти, Франция окончательно сделала его своим, удостоив звания рыцаря Почетного легиона.
Кэндзо Такада, большую часть жизни известный как «япошка» или просто Kenzo, заразился ковидом и умер от его осложнений в 2020 году. Время смерти не выбирают, но в случае с Кэндзо это не столь очевидно. В лучших традициях Кэндзо, «потрясающего традиции мира моды», новость о его смерти пришла в разгар Парижской недели моды. И снова все говорили не о высокой моде Парижа, а о нем, как когда-то, когда он специально приурочивал свои показы коллекций прет-а-порте к главному событию в мире высокой моды.
Фотогалерея
Дизайнер класса «люкс»
Смотреть