4.9 C
Москва
Понедельник, 21 октября, 2024

Слово за «Словом»

Дата:

Отечественная кинореальность в зеркале номинаций «Белого слона»

В этом году эксперты российской премии кинокритики «Белый слон» выбирали номинантов не только на основе экранного репертуара 2023 года, но учитывали и работы предыдущего, когда премия не присуждалась. В числе номинантов оказались, с одной стороны, «Сказка» Александра Сокурова, с другой — сериал «Слово пацана».

Слово за «Словом»

«Сказка» фигурирует в пяти номинациях премии. Еще больше (семь) у фильма «Чувства Анны» Анны Меликян, а лидерство с восемью номинациями захватил «Пациент №1» Резо Гигинеишвили. У этой картины тоже необычная судьба. Законченная гораздо раньше, она получила европейскую фестивальную премьеру только два месяца назад — и представлена была как грузинская. Хотя снята на русском языке с российскими актерами (Александр Филиппенко, а также Инна Чурикова в ее последней роли) и являет собой гротескный образ агонизирующей в старческом слабоумии советской эпохи.

Общее впечатление от номинантов (за вычетом документальных, о них отдельный разговор): излюбленной художественной территорией кинематографистов становится историческое прошлое. Помимо вышеназванных, эту тенденцию подтверждают фильмы «За нас с вами» Андрея Смирнова, «1993» Александра Велединского и даже гораздо более локальный «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой. Легендами рок-сцены конца прошлого столетия питается «Год рождения» Михаила Местецкого. Еще один хорошо развитый сегмент экранной арт-индустрии — региональное, или «этническое» кино: якутская «Чума» Дмитрия Давыдова и чеченская «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой, выпускницы мастерской Сокурова, служат тому характерными примерами.

Самое слабое место и время для кино — Россия, сегодняшний день.

Когда отсутствуют исторический или этнический дискурс, «голая» современность предстает в узком, чаще всего беспроблемном изводе. Это маленькие частные истории или претенциозно метафорические притчи, иногда одно натужно сочетается с другим.

Даже более амбициозным работам — таким, как «Снегирь» Бориса Хлебникова — недостает большого дыхания. По недомолвкам и двусмысленностям легко угадывается смирительная рубашка самоцензуры. А если авторы — как Анна Кузнецова в «Каникулах» — отваживаются хоть носочком наступить на красную линию, они тут же получают стоп-сигнал: картина-победительница фестиваля «Маяк» до сих пор не выпущена, и не факт, что вообще будет выпущена в прокат.

Само слово «прокат» утратило привычный смысл и больше не ассоциируется с «нормальностью», скорее это символический знак легализации. Всем понятно, что ни на одном из перечисленных фильмов денег в прокате не отобьешь, даже если вбухать миллионы в рекламу. Гораздо эффективнее работают интернет-платформы, но они, естественно, предпочитают сериалы: именно на них подсаживаются ширнармассы и именно туда постепенно перекачивается энергия кинотворцов.

Андрей Плахов о ситуации с фильмом Александра Сокурова «Сказка»

Среди семи номинированных на «Белого слона» сериалов есть приличные, есть просто хорошие — и есть один, далеко вырвавшийся из круга кинематографических микрособытий. Оценивая «Слово пацана. Кровь на асфальте» с профессиональной точки зрения, можно найти изъяны в драматургии, особенно заметные в загадочно и поспешно переснятой восьмой серии, но все это не так уж принципиально. Принципиально то, что бандитская сага из ретро-эпохи казанских подростковых группировок снайперски угодила в нерв сегодняшнего мироустройства. Что кумирами публики стали харизматичные фигуранты сериала — от Ивана Янковского до сравнительных новичков Никиты Кологривого и Рузиля Минекаева, до практически дебютантов Леона Кемстача и Анны Пересильд. Не просто правильно подобрать кастинг, но угадать массовый запрос и адекватно ответить на него, опираясь на талант, ум, интуицию или все вместе взятое,— это дано редким режиссерам, к которым, несомненно, принадлежит Жора Крыжовников.

Читать также:
Интеллект Полуэктович

Остается понять, что это за коллективный запрос и какой нерв был задет. Смешно читать уверения, что это, мол, наше криминальное прошлое, которым мы переболели и преодолели, а теперь процветаем в здоровом социуме.

Переживаемый в финале героями крах жизненных установок совсем не означает ни осознания ими своей вины, ни искупления, ни тем более покаяния. Так ничего и не познав, кроме допотопной маскулинной морали, уходит из жизни черный романтик Адидас; сломленный законами стаи Андрей (Пальто) дирижирует фальшивым пацанским хором узников колонии; между тюрьмой и сомнительной комсомольской бизнес-карьерой мечется потерявший свою любовь Марат.

Интересно увидеть второй сезон про «лихие девяностые», но уже в первом подвергается сомнению этот идеологический миф. Потому что все началось гораздо раньше и в девяностые не кончилось, а продолжается по сей день. И хотя, как иллюстрируют документальные справки о судьбах героев, они один за другим почили на бандитских баррикадах, их инкарнации и двойники, их повадки и понятия живут и побеждают; в этой узнаваемости, доходящей до самоотождествления, секрет феноменальной популярности сериала.

Слово за «Словом»

«Лада Голд»: еще одна сказка про 1990-е

В этой кинематографической игре ловко выкинуты два козыря: исторический и географический. Хоть съемки происходили не в Казани, татарская и мусульманская составляющая здесь больше, чем этническая краска; это еще одна скрепа патриархата, взятого на вооружение криминалом. А выбранное время действия — загнанный в подполье духовный кризис и подспудная жажда перемен — отчетливо рифмуется с сегодняшним днем.

Но помимо двух этих козырей, есть и третий — терапевтический, он же психоаналитический. Для старшего поколения лекарством становится ностальгия по молодости, даже если она пришлась на самый разгул бандитизма. А для молодежи платформа Wink.ru совместно с брендом «Аутло» выпустила лимитированную капсулу одежды по мотивам сериала. Не случайно ее лицом стал Слава Копейкин, исполнитель роли Турбо — самого негативного персонажа группировки «Универсам», коварного интригана и хранителя дремучей морали.

Нажав на все чувствительные кнопки, оставив каждого один на один с его родовыми травмами и архаичными комплексами, «Слово пацана» врачует воспаленный коллективный ресентимент, примиряет с обидами и разбитыми мечтами.

Фотогалерея

Самые обсуждаемые в СМИ события года

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Слово за «Словом»

Смотреть

━ Новое на сайте

В Калмыкии возбудили дело по факту смерти четырёх человек при пожаре в доме

В Калмыкии возбудили уголовное дело по факту смерти четырёх человек, в том числе двоих детей, при пожаре в частном доме в селе Плодовитом Малодербетовского...