10 C
Москва
Воскресенье, 20 октября, 2024

Смотреть во все уши

Дата:

«Настройки-3» в доме культуры ГЭС-2

В доме культуры ГЭС-2 проходит выставка «Настройки-3. Общество частных музыкальных представлений» — редкая по нынешним временам возможность увидеть в Москве произведения классиков мирового современного искусства вроде Фрэнсиса Бэкона или Герхарда Рихтера в соседстве с работами российских художников. Смотреть искусство, правда, приходится в специфических интерьерах под звуки не всегда ассоциирующейся с contemporary art классической музыки. В предлагаемых обстоятельствах осваивался Игорь Гребельников.

Смотреть во все уши

Смотреть во все уши

Смотреть во все уши

Смотреть во все уши

Смотреть во все уши

Смотреть во все уши

Смотреть во все уши

Дом культуры ГЭС-2 изначально позиционировал себя как место, отличающееся от других выставочных пространств, обещал посетителям новый опыт в общении с искусством, не как в музеях,— и свое слово держит. Хотя это и частная институция, ей, как и государственным музеям, вследствие военной спецоперации пришлось отказаться от всех своих планов и спешно менять афишу — так возник проект «Настройки». Сначала это были звуковые инсталляции: от зрителя требовалась немалая внутренняя работа — соотносить музыку современных российских композиторов с архитектурой здания ГЭС-2. Затем зрительский опыт усложнили: к звуковым инсталляциям добавили новые, а еще произведения художников — от классиков авангарда и модернизма до современных авторов.

А вот теперь современному искусству «аккомпанирует» классическая музыка: семь специально выстроенных павильонов носят имена композиторов, внутри каждого нон-стоп звучат фрагменты их произведений (большинство из них были исполнены и записаны специально для этого проекта), а разнообразно оформленные интерьеры вкупе с работами художников как бы продолжают музыкальную тему. Правда, тут трудно с определенностью утверждать, что одно продолжает другое: кураторы неуверенно предполагают, что из связей звуков, образов, среды и архитектуры «рождается новый опыт, не равный сумме слагаемых». Впрочем, и на амбиции Gesamtkunstwerk, «тотального произведения», не замахиваются, хотя один из павильонов и посвящен Вагнеру. В него пускают только парами: под увертюру к «Тристану и Изольде» в темном интерьере можно осмотреть две фотографии пустых театральных интерьеров Хироси Сугимото и скульптуру из стекла иранско-немецкой художницы Наири Баграмян. Опыт, конечно, необычный, но приходится задаваться вопросом, а не умаляет ли великая музыка художественное достоинство выставленных таким образом произведений. В конце концов, фотографии Сугимото в других обстоятельствах обычно производят впечатление скорее усмиряющих звуки вокруг.

Читать также:
Город вокруг урочища

Павильон Шумана, напротив, вышел куда как иллюстративным. Его последнему произведению, «Вариациям духа» (1854), завершенным в период между попыткой самоубийства композитора и помещением в психиатрическую лечебницу, поручено «озвучить» больничные рисунки Михаила Врубеля, «размытый» женский портрет Герхарда Рихтера, «Эскиз к портрету» Фрэнсиса Бэкона, в котором видится прообраз его «судорожных» персонажей. Вдобавок зрителю предлагается буквально потерять равновесие, пройдясь по шаткому полу инсталляции Ирины Кориной «Базальная тревога»,— определенно, в таком состоянии музыку Шумана больше нигде не услышишь.

Фортепианную пьесу Ференца Листа «Серые облака» (1881) за ее новаторство «поместили» в павильон новатора совсем другого рода, Эля Лисицкого,— в пространство, разработанное для показа произведений конструктивистов на Международной выставке в Дрездене (1926). Тут от музыки ничто не отвлекает, но и понять, что эти стены призваны были двигаться, чтобы постоянно менялся ракурс восприятия художников-конструктивистов, невозможно — налицо просто холодный минималистский интерьер.

Зрителю, привыкшему к тому, что фоном для искусства (особенно современного) обычно выступают нейтральные белые стены, возможно, будет трудно смириться с «правилами игры», задаваемыми в «Настройках-3» каждым интерьером, не говоря уже о музыкальном сопровождении, на которое нужно настраивать слух. Но, видимо, этот новый опыт мультисенсорного переживания искусства отражает тектонический сдвиг и в нашем общем восприятии реальности, когда не знаешь, чему верить, чего ждать. Давая подзаголовок третьей части «Настроек», кураторы проводят смелую параллель с инициативой столетней давности — «Обществом частных музыкальных представлений», основанным в 1918 году в Вене композитором и теоретиком Новой венской школы Арнольдом Шёнбергом. И пусть до новаторства той эпохи, хоть музыкального, хоть художественного, новому проекту ГЭС-2 далеко, он резко обращает зрителя и слушателя к самому себе, позволяя в сумятице образов и звуков обрести новый личный опыт.

━ Новое на сайте