Экс-балерина Большого театра и педагог классического танца МГАХ Марина Леонова официально стала ректором академии в 2002-м, через год после того, как «вечная» Софья Головкина, царившая в московской школе 41 год, подала в отставку. Смена власти была формальностью: первая выпускница Головкиной была единственным кандидатом на эту должность и считалась законной преемницей своего бывшего педагога. За 22 года правления Марины Леоновой бытовых скандалов и художественных революций в академии заметно не было, методической эволюции тоже: характерный танец так и не встал на ноги, профессиональный курс современного танца не появился, новых многоактных балетов не ставили, одноактовки долго не жили. Однако с классикой дело обстояло благополучно: МГАХ неизменно участвовала в международных конкурсах, регулярно выпускала сильных и качественных балерин и премьеров и, что не менее важно, грамотный кордебалет, существенно укрепивший не только Большой театр, но и целый ряд более мелких трупп.
О том, что Марину Леонову собираются провожать на пенсию, поговаривали и до, и после ее юбилея, несмотря на то что в свои 75 лет ректор МГАХ твердой рукой рулила не только московской школой, но и ее филиалами. В преемницы прочили именитых балерин — из тех, кому за 40. 45-летнюю приму Большого Светлану Захарову среди претенденток тоже называли, однако считалось, что этот пост ее не привлекает. В начале школьного года слухи утихли — казалось, что представлять нового ректора логичнее 1 сентября, с почестями проводив прежнего руководителя.
Но в России кадровые решения обычно принимаются внезапно для наблюдателей: министр культуры Ольга Любимова назначила Светлану Захарову исполняющей обязанности ректора МГАХ 20 сентября.
Назначение выглядит неожиданным не только из-за отсутствия у Светланы Захаровой педагогического опыта (в конце концов ректор и не обязан вести класс). Балерина — действующая прима Большого театра, находится в отличной форме, у нее — несколько личных программ одноактных балетов, с которыми она гастролирует в доступных для россиян странах мира. Кроме того, пару лет назад Светлана Захарова сменила Юрия Григоровича на посту председателя международного конкурса Benois de la danse, совместив председательство с художественным руководством. На телевидении она ведет балетный проект «Большие и маленькие», а также участвует в мероприятиях Транссибирского арт-фестиваля своего мужа Вадима Репина и в политических кампаниях, являясь доверенным лицом Владимира Путина и членом Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Словом, деятельность балерины богата и многообразна, и неочевидно, что педагогическая стезя — ее призвание.
Возможно, назначение Светланы Захаровой — еще один административный шаг на пути сближения балета Москвы и Петербурга: балерина — первая за 75 лет немосквичка, возглавившая московскую школу. За ее плечами — киевское училище, выпускной класс Вагановской академии, семь сезонов в Мариинском театре и многие годы работы в Большом с педагогом-ленинградкой Людмилой Семенякой. Повлияет ли личный опыт и. о. ректора на практику преподавания, ждет ли московскую школу кадровая встряска, собирается ли Светлана Захарова реформировать учебный процесс, и отразится ли смена власти на будущих выпускниках — вопросы, пока не имеющие ответов. Однако балетные школы консервативны по природе, так что, пожалуй, кардинальных перемен ни ожидать, ни бояться не стоит. По крайней мере — в ближайшие годы.