9.4 C
Москва
Суббота, 19 октября, 2024

Там царь Кощей над фруктом чахнет

Дата:

Приморская сцена Мариинского театра представила «Федру» и «Жар-птицу»

На Новой сцене Большого балетная труппа владивостокского филиала Мариинского театра показала свою вторую программу (о первой “Ъ” писал 23 сентября). О московских премьерах «Федры» и «Жар-птицы» рассказывает Татьяна Кузнецова.

Там царь Кощей над фруктом чахнет

Там царь Кощей над фруктом чахнет

Там царь Кощей над фруктом чахнет

Там царь Кощей над фруктом чахнет

Там царь Кощей над фруктом чахнет

Возможно, эти два одноактных балета составлены в одну программу потому, что считаются лучшими в репертуаре. Или же, исходя из времени постановки,— «современными». На деле москвичи получили уникальную возможность окунуться в прошлое балетного театра — американское и советское.

Постановщик «Федры» датчанин Флемминг Флиндт известен в России по самому первому своему балету, «Уроку» (1963) по пьесе Ионеско (этот натуралистичный триллер, в котором маньяк-учитель душит юных балеринок, он перенес в 2007-м в Большой театр). «Федру» по трагедии Еврипида и на музыку Филипа Гласса Флиндт поставил в 1987-м, почти четверть века спустя, когда обосновался в США. Европе, уже подсевшей на Форсайта, Килиана, Ноймайера, его хореография казалась безнадежно устаревшей, зато в полусотне штатов Америки всегда можно найти не столь требовательных зрителей.

«Федра», стилистически близкая 1960-м с их лексическим минимализмом и очевидными цитатами из неоклассики 1920-х, сегодня выглядит увлекательным пособием по истории западного балета. Хотя, возможно, и не совсем аутентичным: во Владивосток балет перенес постановщик Джейкоб Спарсо уже после смерти Флемминга Флинта. Декорации по первоначальному замыслу Бени Монтресора воспроизвел Петр Окунев. И надо признать, что пурпурные драпировки задника в сочетании с залитым красным светом линолеумом и одинаково лапидарными костюмами персонажей до сих пор выглядят впечатляюще. Особенно в прологе и финале, когда маленькие фигурки героев оттенены исполинскими куклами в белых пеплосах — возможно, богинями Артемидой и Афродитой, чье соперничество за царевича Ипполита и привело к трагедии в семье Тезея.

Еврипид, заставивший совестливую Федру покончить с собой, значительно сузил возможности хореографа. Полноценного дуэта-обольщения героине Флиндт не дал, а большое финальное адажио-трио поставил с уже «бездыханным» телом Федры. Получилось несколько комично, поскольку Тезей то и дело взваливает усопшую на спину Ипполита — видимо, чтобы тот ощутил тяжесть вины. Минималистская форма танца — с фронтальной фиксацией поз, отрывистыми точными прыжками, руками, вытянутыми в локтях или согнутыми под прямым углом, с кистями, зажатыми «лопаткой»,— трудно дается российским солистам: главные герои «Федры» выглядели ходульными и зажатыми. Мужской и женский кордебалет в роли пластического «хора» оказался более органичен: лаконичные танцевальные комбинации и умные композиционные перестроения гендерных антагонистов (спортивным юнцам еще не знаком зов плоти, равно как и сочувствующим Федре девушкам) спасительно восполняли обескураживающую пустоту сольных фрагментов.

Читать также:
Клык пионеров

Никаких затруднений, ни стилевых, ни технических, неспособна доставить труппе «Жар-птица», по жанру — детский утренник, по лексике — букварь. Худрук труппы Эльдар Алиев впервые поставил свою версию балета Стравинского в американском Иллинойсе; в совсем не балетном Владивостоке он тоже имел успех, иначе не вывезли бы «Жар-птицу» в Москву. Либретто своего балета постановщик сочинил сам: припомнив «Лебединое озеро», он объединил двух героинь. В Жар-птицу похищенная Кащеем Царевна обращается каждую ночь, чтобы воровать для супостата золотые яблоки, необходимые ему для «жизненной энергии и силы» (Кащей на сцене действительно «кусал» яблоко в такт музыке): возбудившись, злодей каждую ночь «пытается добиться ее расположения». Влюбившийся в Царевну Иван поражает злодея световым мечом, и тот погибает на ступенях трона: все вокруг искрит, шипит и окутывается дымом — сценограф Семен Пастух изобразил короткое замыкание довольно правдоподобно. А вот идиллические картины русской жизни вышли у него не столь убедительными: девушки и юноши сиссонят (то есть подпрыгивают на одной ножке, подняв другую, вытянутую, в воздух) на фоне «бронзовой» личины весьма зловещего идола, держащего в пасти нитку бус. Впрочем, и художник Галина Солодовникова поработала над костюмами нечисти явно увлеченнее, чем над сарафанами и рубахами-портками положительных персонажей. Морды и черные комбинезоны кащеевых прихвостней она изобретательно опутала серо-белой куделью, что, во-первых, сделало персонажей вполне омерзительными, а во-вторых, позволило не разглядеть большую часть тех ковыляний, которые Эльдар Алиев позаимствовал для кащеевых поганцев у свиты феи Карабос.

Стоит отметить, что восхитительное отсутствие творческой рефлексии — вообще отличительная черта хореографа Алиева. Сложнейшая музыка Стравинского ничуть не мешает ему давать кордебалету самые примитивные па и комбинации из программы первого курса дуэтного танца или позволять Ивану битых пять минут бродить по «лесу» среди свисающих с колосников спутанных веревок-«ветвей», пугливо озираясь и временами вспрыгивая двойными ассамбле, которые Сергей Уманец делал грязноватыми полуторными. Лилия Бережнова в образе Жар-птицы выглядела весьма уязвимой — не хватало данных и техники, однако длинный сарафан Царевны ее недостатки скрыл. Главным же героем владивостокской сказки оказался Кащей: восхитительного японца Шизуру Като не изуродовал даже костюм с обильными аппликациями. Его роскошные разножки с поворотами на 360 градусов, упоительные вращения, прыжковые круги заставили забыть все нелепости этой «Жар-птицы», которую Мариинскому театру стоило бы заменить на каноническую постановку Михаила Фокина, чтобы не ронять престиж фирмы на своей, пусть и далекой, Приморской сцене.

━ Новое на сайте

Собянин: 161 человек победил в Московском чемпионате «Абилимпикс»

Мэр Сергей Собянин сообщил, что 161 человек одержал победу в десятом Московском чемпионате «Абилимпикс» — конкурсе профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ограниченными...