7.3 C
Москва
Вторник, 22 октября, 2024

Великий наблюдатель

Дата:

Умер Александр Ширвиндт

На 90-м году жизни умер Александр Ширвиндт — блестящий театральный артист, украшение всенародно любимых фильмов Рязанова, многолетний художественный руководитель московского Театра сатиры.

Великий наблюдатель

Сейчас, когда кинообраз, даже киномиф Александра Ширвиндта сложился и закончен, трудно поверить, что в конце 1960-х годов советское кино примеряло его на роль героев историко-революционных фильмов. Так, в 1968 году он параллельно играл матерого английского шпиона Сиднея Рейли в фильме Владимира Чеботарева «Крах» и советского дипломата Льва Карахана, подписавшего Брестский мир, в фильме Юлия Карасика «Шестое июля». Тем не менее из этого эксперимента ничего не получилось — внутренний невозмутимый комизм и вельможное бонвиванство Александра Ширвиндта категорически претили такого рода романтическим ролям. И все-таки он, дебютировавший на экране еще в 1956 году в справедливо забытом фильме «Она вас любит», действительно был одним из самых выразительных лиц «новой волны» советского кино. Хотя, казалось бы, почти неизменно был на втором плане — на правах друга (либо недруга) главного героя.

Таковы его роли в фильме Георгия Натансона в 1968 году «Еще раз про любовь» (неудачник-физик Топтыгин), в трагической картине Ларисы Шепитько «Ты и я» (1971) и в не менее трагическом фильме Александра Муратова «Умеете ли вы жить» (тоже 1971). Он именно что оттенял главных героев — романтических шестидесятников, которые, в отличие от вальяжных персонажей Ширвиндта, не умели жить так, чтобы вписываться в наступающее общество потребления.

Радикально изменил судьбу Ширвиндта в этом смысле Эльдар Рязанов — также не выбиравший его на главные роли, но с невероятным мастерством подбиравший ему роли второго плана. И в «Иронии судьбы», где Ширвиндт сыграл Павлика, одного из отправивших несчастного — или счастливого — героя Андрея Мягкова в Ленинград навстречу его судьбе; в «Вокзале для двоих», где пианист Шурик, сыгранный Ширвиндтом, лабал в вокзальном ресторане и пел судьбоносную для персонажей Басилашвили и Гурченко песню «Не бойтесь жизнь переменить», он оказывался большим, нежели второстепенный персонаж. Магом, волшебником, определяющим судьбу главных героев — ломающим ее или исправляющим.

Это очень характерно для творческой карьеры, фундаментом которой стало его театральное сотрудничество с Анатолием Эфросом — сначала, еще в начале 1960-х, в Ленкоме (Тригорин в «Чайке», Людовик в «Мольере» и много чего еще), а затем в Театре на Малой Бронной. Потом, с 1970 года и до последних дней, его судьба была связана с Театром сатиры, но все же следует помнить, что почти десять лет он работал с лучшим режиссером своего времени. Эта серьезнейшая школа, наряду с особым типом личности и воспитания, была одной из тех вещей, которые выделяли и приподнимали его над многими коллегами. Даже если речь шла о материале комическом, полуэстрадном или напрямую эстрадном (как его совместные выступления с Михаилом Державиным, сценические и телевизионные), за самым легкомысленным содержанием всегда виделось нечто более существенное и глубокое.

Читать также:
Звезда фильма «Сияние» Шелли Дюваль умерла в возрасте 75 лет

Как легко себе представить, он был и прекрасным преподавателем, много лет работавшим в Щукинском училище и выпустившим там десятки курсов. Ширвиндт с радостью делился огромным опытом — но, поскольку и эта передача была приправлена все тем же спасительным юмором, обучение у него никогда не было пафосным: ученики вспоминают его как педагога, при всей своей основательности, веселого и неакадемичного.

Широкий зритель тоже будет вспоминать в первую очередь комического Ширвиндта с его неподражаемыми интонациями — по маленьким ролям в «Двенадцати стульях» Марка Захарова, «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, «Небесных ласточках» Леонида Квинихидзе. И по одной из редких в его послужном списке главных ролей — Уильям Самуэль Харрис в фильме Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки», где, конечно, эксплуатировалось знакомое всей стране эстрадное дарование актера.

Свою единственную драматическую кинороль, достойную его таланта, он получил, как это ни странно, только в 1993 году, когда рушились актерские судьбы многих его ровесников. Это была роль в фильме Сергея Урсуляка «Русский регтайм», где он сыграл советского чиновника, покрывающего своего сына-мажора. Наверное, в истории кино Ширвиндт останется именно россыпью ролей в фильмах советской «новой волны» — и этой работой в «Русском регтайме».

В 2000 году, когда Валентин Плучек, многолетний главный режиссер Театра сатиры, оставил свой пост по преклонности лет, Александр Ширвиндт принял пост художественного руководителя. И стал одним из редких отечественных театральных менеджеров, который не цеплялся за собственную власть, не заискивал, не интриговал. А почувствовав в 2021 году, что и его силы на исходе, добровольно попросился в отставку — и получил ее. Отставка, правда, была украшена титулом президента Театра сатиры, но давала ему полное право воспользоваться напоследок своим амплуа не ретивого участника событий, а человека, который мудро наблюдает за тем, как суетятся другие. Человека, который даже самым простым, житейским, демократичным репризам умел придать оттенок философского юмора.

Фотогалерея

Жизнь и карьера Александра Ширвиндта

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Великий наблюдатель

Смотреть

━ Новое на сайте