8.1 C
Москва
Понедельник, 21 октября, 2024

Во всей звездоликости

Дата:

Московская филармония показывает «Всего Стравинского»

Московская филармония завершила первый сезон монументального цикла «Весь Стравинский»: в его ходе предполагается исполнить действительно все произведения Игоря Федоровича Стравинского до единого. Стравинский — один из самых играемых в мире композиторов ХХ века, однако в программе итогового концерта нашлось место двум мировым премьерам. О том, как в концерте новинки сочетались с диковинами и как их пытались уравновесить общеизвестным «Петрушкой», рассказывает Анна Коломоец.

Во всей звездоликости

Во всей звездоликости

Во всей звездоликости

Во всей звездоликости

Во всей звездоликости

Концерт открывала нечасто исполняемая кантата для мужского хора «Звездоликий» (1912) — маленькая хоровая фреска длительностью пять минут, эксперимент гения, в котором далеко не каждый узнает руку Стравинского. Огромный состав оркестра, включающий восемь валторн, две арфы и челесту, предчувствие конца света, мотивы Апокалипсиса в вольной поэтической аранжировке Бальмонта. Гипнотические пассы, отсылки к русскому космизму, приношение Клоду Дебюсси, с которым Стравинский познакомился в Париже в 1910 году, и тайный знак уже ушедшему к тому времени учителю — Римскому-Корсакову — с его Звездочетом. Перед исполнением кантаты музыковед Ярослав Тимофеев, ведущий и вдохновитель концертов цикла, совершил увлекательный экскурс в историю русского сектантства, рассказав о фанатизме скопцов, увечивших плоть в угоду Богу, и перекинув от него мостик к горячечной эсхатологии «Звездоликого». И анонсировал первый номер программы как «молитву русских певцов-кастратов в стиле модерн» — прежде чем запела Государственная академическая хоровая капелла имени Юрлова.

Музыка к двум стихотворениям Поля Верлена (1910) — еще одно приношение Дебюсси и, возможно, опыт негласного соревнования с великим мастером. Впрочем, молодой Стравинский еще не чувствовал себя уверенно на французской культурной почве: он перестраховался и сочинял музыку на русский перевод, сделанный его другом Степаном Митусовым. О поэзии ночи, о сладострастии и любви, о смерти и покое пел баритон Дмитрий Чеблыков. Голос солиста Большого театра был все так же сладок и нежен даже во втором стихотворении — колыбельной смерти. А скованность, проговаривание слогов, озабоченность распределением дыхания и монотонность создавали ощущение, что материал певцу решительно чужд.

Пару раритетам составил «Петрушка» (1911). Казалось бы, неувядающий шедевр и прекрасная возможность для Российского национального молодежного симфонического оркестра перевоплотиться в полноценного солиста, занять всю сцену и акустическое пространство зала, однако молодой коллектив в этот вечер был не в ударе. Под руководством инфернально танцевавшего на подиуме маэстро Филиппа Чижевского явились все возможные грехи: фальшь, суетливость, ритмически сложные места вызывали потребность замедлить темп, а простые фрагменты звучали плоско, звуковой палитре не хватало яркости. Не лучше получились и сольные характеристики персонажей. Словом, театр не удался: фортепианное соло Петрушки вышло красивым, нежным, но однообразным и невнятным по замыслу, «чеканное» соло трубы, образ желанной Балерины,— рыхлым, а Арапу не хватало восточного колорита.

Читать также:
В Санкт-Петербурге умер рэпер Yung Trappa

Впрочем, неудачу с «Петрушкой» искупила долгожданная премьера. Зваными гостями вечера стали Мусоргский и — за кулисами, отцовской тенью — Римский-Корсаков. В 1913 году предприимчивый Дягилев решил посрамить корсаковскую редакцию «Хованщины» Мусоргского, не просто признанную на тот момент непогрешимой, но даже воспринимавшуюся в качестве авторского текста. Чтобы возродить «подлинного Мусоргского» на потребу европейской публике, великий импресарио пригласил двух восходящих звезд, Стравинского и Равеля. Их редакторские труды долгое время считались утраченными, но не так давно были спасены для слушателей именно Ярославом Тимофеевым, что и было триумфально предъявлено в виде двух номеров.

Здесь музыканты оказались на высоте. Все тот же Дмитрий Чеблыков вжился в образ Шакловитого. В его арии «Спит стрелецкое гнездо…» певец смог передать всю горечь чувств неоднозначного персонажа — доносчика, горячо любящего свою страну. Потрясением стал заключительный хор раскольников-старообрядцев — пугающая картина коллективного самосожжения, завершающаяся погребальными колоколами и звенящей тишиной. Написан он фактически самим Стравинским: используя подлинные темы предшественника, бесстрашный редактор создал собственную хоровую фреску. Оркестровка и весь стиль музыки выдают его с головой.

Дягилевскую редакцию «Хованщины» Тимофеев изучал в том числе на материалах архива Стравинского, хранящегося в Базеле. «В ходе работы обнаружилось, что ария Шакловитого, которая считалась утраченной, на самом деле сохранилась практически целиком,— рассказывает он.— И, в частности, в одной нотной тетради я обнаружил странный музыкальный фрагмент, который был записан под углом 90 градусов относительно всего остального. И вдруг меня осенило, что это как раз недостающий кусок арии Шакловитого». Так и сложилась полностью оркестровка этой арии.

Оркестровка заключительного хора «Хованщины», который написан Стравинским и известен только в клавире, считается утраченной. Ярославу Тимофееву пришлось полностью ее восстанавливать. Мировая премьера реконструкции, как и сам рассказчик, произвела сильное впечатление, и даже при всех достоинствах «Звездоликого» и «Петрушки» по итогам вечера первенство осталось не за известным Стравинским, а за неизвестным. Впрочем, окончательные итоги подводить рано — цикл «Весь Стравинский» со всеми его хитами и раритетами рассчитан на семь лет.

━ Новое на сайте

Онлайн-образование: как выбрать подходящую профессию

Современный мир динамично развивается, и вместе с ним меняются требования к образованию и профессиям. Онлайн-обучение стало неотъемлемой частью этого процесса, предлагая людям уникальные возможности...