1. Карибский бассейн — колыбель пиратства
Это распространённое заблуждение. На самом деле пираты орудовали во всех морях и океанах. В разное время центрами пиратства были остров Мадагаскар, Юго‑Восточная Азия и Индийский океан, Северная Африка, Балтийское и Северное моря, пролив Ла‑Манш.
2. Эпоха пиратов — это XVII–XVIII века
Когда мы слышим слово «пират», на ум сразу приходят образы из романа Р. Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и фильмов с Джонни Деппом. Действительно, эпоха, о которой в них идёт речь (XVII–XVIII века), получила название «Золотой век пиратства». Тогда морской разбой у берегов недавно открытой Америки приобрёл очень широкие масштабы. Этому способствовали колониальные войны европейских держав, ещё не обладавших достаточно сильными флотами. Свою роль сыграла и недостаточная заселённость новых земель, порождавшая беззаконие. Но морской разбой существовал и раньше, и позже этого периода.
Пиратство появилось одновременно с мореплаванием и морской торговлей. Ещё во времена Древней Греции (IV–III века до н. э.) в обиходе средиземноморских торговцев было слово πειρατής ([пейратес], «попытка» + «искать счастья»). Знали это слово и древние римляне.
Пленником пиратов однажды оказался сам Гай Юлий Цезарь. После этого Рим начал борьбу с морскими грабежами.
В Средние века в море тоже можно было нарваться на грабителей. Именно тогда получил широкое распространение абордажный бой. Европейские государства Средневековья поощряли пиратов, грабивших их противников, и боролись с «чужими» разбойниками.
После золотого века, когда пиратов сильно потеснили регулярные флоты европейских держав, те продолжали разбойничать в Индийском океане и Юго‑Восточной Азии. Это происходило на протяжении всего XIX века. В начале XX века (1918–1929 гг.) пиратство было широко распространено у берегов Китая.
Пираты есть и сегодня. Современные центры пиратства — это Малаккский пролив (Малайзия), Аденский залив (побережье Сомали), западное побережье Африки и по‑прежнему Карибский бассейн. Современное пиратство — глобальная проблема, точные объёмы потерь от которой неизвестны.
3. Пираты занимались только морским грабежом
Почти всегда грань между пиратами и торговцами была очень зыбкой. Когда это было выгодно, они перевозили товары и грузы, а когда была возможность взять что‑то силой, не брезговали и ею. Примером могут служить виталийские братья — гильдия моряков XIV–XV веков. Они торговали в Балтийском и Северном морях и грабили суда купцов Ганзейского союза — соперников шведского короля, их нанимателя.
Считается, что история морского разбоя началась с берегового пиратства. Тогда жители прибрежных населённых пунктов грабили суда, севшие на мель или потерпевшие кораблекрушение.
Кроме того, пиратство не ограничивалось грабежом кораблей в открытом море. Пираты нередко нападали на прибрежные поселения. Классический пример — набеги викингов.
Если говорить о пиратах золотого века, то они тоже не брезговали грабежом приморских крепостей и городов. Знаменитый капитан Генри Морган захватил кубинский город Пуэрто‑Принсипе, в котором нападения пиратов не ждали из‑за его удалённости от моря. Также Морган с подельниками ограбил крупный укреплённый город Портобелло, а позже совершил знаменитый девятидневный переход через Панамский перешеек.
Существовали и речные пираты. Например, новгородские ушкуйники занимались грабежом норвежских поселений, а также городов на Каме и Волге (территория современных Татарстана и Нижегородской области). В XIV веке они разорили Кострому настолько, что город перенесли на возвышенность. Теперь там стоит Костромской кремль.
4. Все пираты были вне закона
Формально — да, но были некоторые нюансы, особенно если мы говорим о пиратах золотого века. В завоевании недавно открытой Америки преуспели в первую очередь испанцы и португальцы. Набиравшие силу Англия, Франция и Голландия опоздали к разделу американских колоний. Война за океаном требовала огромных ресурсов, и, чтобы сэкономить, европейские державы стали нанимать на службу пиратов. Им выдавались специальные документы, которые фактически узаконивали разбойную деятельность против других стран.
Впрочем, это не означало, что, попав в руки властей противоположной стороны, носители «патента» могли избежать наказания.
«Легальные» пираты известны под названиями каперов, флибустьеров, корсаров, приватиров, буканиров и рейдеров.
Каперы — это пираты, получавшие специальные разрешения (свидетельства или патенты) от властей одной из колониальных держав на захват и уничтожение кораблей других стран. Впервые европейские монархи стали выдавать такие документы задолго до открытия Америки, ещё в XIV веке. Каперское свидетельство позволяло легально грабить противоборствующую сторону в военное время и получать компенсацию за полученный от неё ущерб в мирное. Часть добычи каперы отдавали нанимателям.
Французы, испанцы, португальцы и итальянцы называли каперов корсарами, в англоговорящих странах прижился термин «приватиры».
Каперами можно назвать и флибустьеров. Они в XVII веке грабили испанские корабли и колонии в Америке. Флибустьеры плавали на небольших маневренных судах (флиботах) и довольно часто имели каперские патенты Франции, Англии или Голландии. Англичане называли их буканирами. Отсюда пошла путаница с буканьерами — моряками‑охотниками, не имевшими отношения к морскому разбою.
По истечении каперского разрешения далеко не все экипажи прекращали разбой. Многие из полуофициальных наёмников становились пиратами.
Рейдерами тоже называли моряков, которые получали специальное разрешение на нелегальную деятельность. Их основной задачей был подрыв торговли противника любыми средствами. В отличие от каперов, они сдавали добычу нанимателям целиком.
5. Все пиратские корабли ходили под чёрным флагом с черепом и костями
«Весёлый Роджер» (флаг с черепом и костями) действительно был популярен у разбойников золотого века, особенно в начале XVIII столетия. Но это был лишь один из множества вариантов пиратского знамени. Например, на флаге Бартоломью Робертса был изображён пират и скелет с дротиком и песочными часами в руках. А, пожалуй, самый знаменитый пират Эдвард Тич (Чёрная Борода) ходил под белым полотнищем с крестом святого Георгия.
Распространёнными были флаги со скелетом, пронзающим сердце копьём, или с поднятой саблей в руке. Ещё одним вариантом пиратского флага было жёлтое полотнище с чёрным скелетом. Флибустьеры любили флаги красного цвета. Пираты испанского происхождения использовали тёмно‑фиолетовые полотнища.
Главной целью поднятия пиратского флага было предупредить захватываемое судно о нападении и принудить его к сдаче. Причём пираты поднимали знамя в последний момент, когда уйти от них уже было невозможно. В остальное время морские разбойники могли использовать национальные флаги или вообще обходиться без знамени.
6. Пираты были сказочно богаты
Чаще всего добычей пиратов становилось не золото и драгоценности, а товары, провиант или рабы, которых ещё нужно было как‑то продать. Конечно, были удачливые капитаны, у которых даже рядовые члены команды получали свою долю добычи в тысячу фунтов и более. Для сравнения: на флоте такие деньги можно было заработать только за 40 лет.
Самыми богатыми пиратами считаются Генри Эвери, Томас Уайт, Джон Тейлор, Оливье Левассер и Бартоломью Робертс. Но такие примеры единичны.
Далеко не все разбойники, не взошедшие на виселицу, были обеспечены в старости. Они спускали деньги на вино и женщин, дорогую одежду и азартные игры, а также другие причуды. Например, по свидетельствам современников, пират Роке Бразилец любил выкатить на улицу бочонок вина и под дулом ружья заставлять каждого прохожего выпить с ним.
7. В песках зарыто множество пиратских кладов
Легенды гласят, что на острове Кокос (Коста‑Рика) спрятал свои сокровища Генри Морган. Но ни одна из более 300 кладоискательских экспедиций их не нашла.
А в Национальной библиотеке Франции хранится записка, якобы брошенная Оливье Левассёром перед казнью в толпу, которая содержит сведения о его кладе. Однако многочисленные попытки расшифровать криптограмму Левассёра не увенчались успехом.
В 50‑х годах прошлого века на острове Хувентуд недалеко от Кубы был найден сундук с золотом и драгоценностями. Есть мнение, что это сокровища Эдварда Тича. Некоторые драгоценные находки попадаются и на затонувших кораблях. Но об огромных кладах, зарытых на тропических островах, говорить не приходится.
8. Пиратами становились только мужчины
Вопреки распространённым заблуждениям, пиратами могли стать и женщины.
Жанна де Бельвиль (1300–1359 гг.) была женой французского графа Оливье де Клииссона. В 1343 году он был схвачен и казнён французским королём Филиппом VI. Жанна поклялась отомстить, продала всё имущество, снарядила несколько кораблей и стала преследовать и топить французские торговые суда. Она продолжала вредить французской короне вплоть до своей свадьбы с капитаном английских войск. Это, кстати, был её четвёртый брак, и к тому моменту Жанна была матерью семи детей.
Американка ирландского происхождения Энн Бонни (ок. 1700–1721 гг.) росла в семье богатого плантатора, но отличалась буйным нравом. Она сбежала из дома с английским моряком, а потом стала супругой и правой рукой известного пирата Джека Рэкема, известного по прозвищу Ситцевый Джек. Энн отличалась храбростью и помогала Рэкему грабить суда в Карибском море.
В 1720 году к ним присоединилась другая пиратка — Мэри Рид (1685–1721 гг.). Она была известна своей способностью к перевоплощению в мужчину. В том же 1720 году Энн, Джек и Мэри налетели на хорошо вооружённый английский военный корабль и попали в плен. Суд приговорил всю тройку к смертной казни, но исполнение приговора несколько раз откладывали. Как они окончили жизнь, доподлинно неизвестно.
Портреты Энн Бонни (слева) и Мэри Рид (справа), XVIII век. Изображение: Wikimedia Commons
Бывшая проститутка, госпожа Чжэн, или Чин Си (1775–1844 гг.), стала женой самого могущественного китайского пиратского адмирала Чжэн И. Он командовал шестью эскадрами, одну из которых доверил жене. После его смерти Чин Си стала командующей всего флота. Её суда грабили не только корабли, но и прибрежные поселения и города в устьях рек.
9. Пираты были богохульниками
Существует распространённое мнение, что все пираты были суеверными богохульниками. Но это не совсем так.
На корсарских кораблях нередко служил священник. Он, как и другие члены команды, получал свою долю награбленного. После сбора добычи в общий котёл каждый член экипажа клялся на Библии, что ничего не утаил. Особо религиозные капитаны жертвовали часть добычи церкви. Это, впрочем, не мешало им грабить монастыри и брать в плен священников.
А вот представление насчёт суеверий очень близко к правде. Некоторые капитаны имели при себе астрологов. Большинство морских разбойников носили всевозможные амулеты, в том числе серьги. Пираты не стреляли в морских птиц и не ели их, верили, что мёртвые на борту мешают работе компаса, а часть верёвки или скелета повешенного спасают от виселицы.
10. Пираты — жестокие негодяи, которые умели только грабить и убивать
Среди пиратских капитанов были настоящие мясники, которые не оставляли пленников и сжигали захваченные суда. Такими были французский флибустьер Франсуа Олоне и пират Эдвард Лоу. Однако в большинстве случаев кровожадность пиратов сильно преувеличена.
Пираты сами создавали себе имидж жестоких убийц, чтобы экипажи захватываемых ими судов боялись оказать сопротивление.
Злодейства были максимально показными, чтобы свидетели могли затем поведать о них в порту. Чаще же всего команду захваченного судна просто избивали.
Пиратство было сложным ремеслом, в котором требовалось мастерство и умение команды. Нередко грамотных специалистов (лоцманов, плотников и даже врачей) не хватало, а добыча попадалась далеко не каждый день. В таком случае рисковать понапрасну жизнями экипажа было безрассудно. Поэтому пиратскому кораблю было выгоднее напасть на слабовооружённое судно, экипаж которого, напуганный рассказами о кровожадных пиратах, сдастся без боя.
Среди пиратов были образованные люди и даже учёные. Например, английский капер Фрэнсис Дрейк (1540–1596 гг.) совершил второе в истории (после экспедиции Фернана Магеллана) кругосветное плавание. Дрейку принадлежат несколько географических открытий: он исследовал западный берег Северной Америки и открыл бухту Сан‑Франциско. Впрочем, это не мешало ему заниматься работорговлей и от имени английской королевы Елизаветы I грабить испанские поселения, корабли и конвои.
11. Пираты не могли перейти на официальную «мирную службу»
Упомянутого выше Фрэнсиса Дрейка после кругосветного плавания Елизавета I лично посвятила в рыцари. Он приобрёл поместье с замком, стал мэром портового города Плимута, был королевским морским чиновником и вошёл в британский парламент. Правда, позднее он снова вернулся к каперству и умер в море от дизентерии.
Другим морским разбойником, оставившим грабежи, стал капер Генри Морган (1635–1688 гг.). В 1673 году он занял пост вице‑губернатора Ямайки. Но даже во времена честной службы он активно потворствовал бывшим коллегам по разбойничьему цеху.
Наладить мирную жизнь пытался и Эдвард Тич. Чёрная Борода принял амнистию от властей, разделил добычу с губернатором Северной Каролины и женился на дочери плантатора. Однако английские власти так и не простили ему осаду гавани Чарлстон, объявили розыск, и в 1718 году пират был убит.
12. Пираты использовали чёрные метки
На самом деле чёрные метки всего лишь красивый образ, придуманный писателем Р. Л. Стивенсоном. Нет ни одного свидетельства, что пираты использовали чёрные кружочки, вырезанные из Библии, в качестве зловещего предупреждения.
13. Пиратские капитаны ходили с попугаями на плече
В золотой век пиратства экзотические животные стали популярны в Европе. Для пиратов заморские птицы могли стать ценным товаром: их было легко перевозить и кормить, а стоили попугаи больших денег. Но история не знает о пиратах, ходивших с попугаем на плече. Зато на кораблях охотно заводили кошек: они ловили крыс и, по морским поверьям, приносили удачу.
14. Капитан обладал абсолютной властью на корабле
В основном пиратами становились бывшие моряки. Дисциплина на кораблях того времени была очень жёсткой: порка, заковывание в кандалы, килевание были нормой. Экипаж судна фактически находился в положении рабов капитана. И многие пираты были именно сбежавшими с флота моряками.
Пират обладал личной свободой: мог сойти на берег или сменить судно. Капитан пиратского корабля не обладал абсолютной властью — более того, он избирался наряду с другими членами экипажа. Рядовые пираты и их капитан подписывали договор, в котором указывались не только правила раздела добычи, но и премии за храбрость, пенсии и выплаты за увечья и смерть.
15. Пираты были недисциплинированными пьяницами и дебоширами
Несмотря на свободный статус, пираты придерживались правил. Утаивание добычи могло караться смертью. Запрещалось играть в азартные игры и драться на борту, приводить на корабль женщин и детей. Для поддержания постоянной боеготовности пират был обязан содержать оружие исправным, не мешать товарищам отдыхать до или после вахты. Самовольное оставление корабля или дезертирство в бою каралось в лучшем случае оставлением на необитаемом острове.
16. Пираты не могли прожить без рома
Ром действительно был распространён на Карибах, и его часто брали в морские путешествия — но использовался ром в первую очередь для продажи и дезинфекции запасов воды на судне. Дело в том, что тогда моряки ещё не умели долго хранить пресную воду, поэтому для её обеззараживания брали с собой запас алкоголя. И это не всегда был ром — применялось также вино и пиво.
Устойчивое представление, что ром был любимым напитком пиратов, появилось во многом из‑за существовавшей на Ямайке базы британского флота и служивших ему каперов.
Обложка: кадр из сериала «Чёрные паруса»