Учёные из Ратгерского университета и университета Уэйна (США) провели исследование, чтобы выяснить, почему многие люди во время пандемии COVID-19 начали скучать по поездкам на работу и обратно. Обычно это воспринимается как нечто рутинное и раздражающее, но польза, как выяснилось, тоже есть.
В научной статье, опубликованной в Organization Psychology Review, они пришли к выводу, что дорога домой становится переходным пространством. В это время человек полностью не вовлечён ни в работу, ни в домашние дела. Это позволяет оставить дела позади и подготовиться к отдыху.
Без такого буферного периода граница между работой и личной жизнью размывается, что приводит к стрессу. А невозможность дистанцироваться от работы — верный путь к выгоранию.
В этом году те же учёные провели дополнительное исследование на 80 добровольцах — сотрудниках университетов. Научная статья пока ожидает публикации, но авторы поделились предварительными результатами.
Большинство опрошенных участников отметили, что дорога домой позволяет мысленно «переключить режимы» между рабочим и личным временем и психологически восстановиться после трудового дня. При этом чем дольше такие поездки, тем выше испытуемые оценивали отключение от рабочего режима и уровень расслабленности. А вот во время стресса в дороге (давка в транспорте, большие пробки и т.д.) полезный эффект, напротив, снижался.
Чтобы максимизировать пользу от поездок, учёные рекомендуют в дороге избегать мыслей о работе. Вместо этого лучше послушать музыку или подкаст, позвонить близким или пообщаться с другими людьми, если едете в общественном транспорте.
При этом длительность поездки не так важна, как отсутствие стресса во время неё. Поэтому по возможности стоит выбирать более свободную дорогу или менее загруженный общественный транспорт, даже если это будет стоить лишних 5-10 минут пути.
Тем, кто работает из дома, тоже будет полезно симулировать такое переходное состояние. Для этого достаточно выходить на 15-минутные прогулки до начала рабочего дня и по его окончании.
Обложка: Adelin Preda / Unsplash